Форум » Антанта » Сербы » Ответить

Сербы

Юнкер:

Ответов - 67, стр: 1 2 3 4 All

Perseus: Молчание - знак согласия. Пощу тут. Не моё! Это с просторов инета! К февралю 1917 года в России имелись следующие части, сформированные из юго-славян: 1-й - 8-й Сербские добровольческие пехотные полки, 1-й, 2-й и 3-й Сербские артиллерийские дивизионы, Сербский горный артиллерийский дивизион, Сербский запасный пехотный батальон. Все они входили в состав сформированного 20 октября 1916 года Сербского добровольческого корпуса. Заметим, что 2-я Сербская добровольческая пехотная дивизия (5-8 полки и 2-й артдивизион) формировалась в лагерях военнопленных под Одессой и из-за антисербских настроений среди юго-славян - австро-венгерский подданых начала формироваться лишь в январе 1917 года (приказ о сформировании от 20.10.1916), а окончательно так и не была укопмплектована. Части корпусного подчинения в связи с событиями февраля 17-го сформированы не были и остались лишь на бумаге. В августе 1917 года управление СДК было расформировано и принято решение о переброске сербских частей на Салоникский фронт. Тогда же, в августе, были сформированы Сербский ударный батальон в Киеве (он же - 1-й Юго-Славянский ударный), Юго-Славянский ударный батальон (2-й) в Одессе и Команда слабосильных в Кишеневе. В конце сентября 2-я Сербская добровольческая пехотная дивизия (фактически, бригада по численности) была отправлена из Одессы на Салоникский фронт (через Архангельск) и, прибыв туда, составила основу Юго-Славянской (Вардарской) дивизии Сербской армии. В начале октября 1917 года 1-я Сербская добровольческая пехотная дивизия была вывезена с левобережья Дуная и также отправлена на Салоникский фронт. 1-й бригаде (1-й и 2-й полки, Сербский горный артдивизион) благополучно удалось добраться до Архангельска, откуда в середине ноября она отправилась через Ньюкастл, Оранж, Таранто на Салоникский фронт и в начале января 1918 года вошла в состав Юго-Славянской дивизии. 2-я бригада (3-й и 4-й полки, 1-й Сербский арт. дивизион), выдвинувшаяся позднее, в конце ноября 1917 года была задержана большевиками в Вологде и направлена во Владивосток (для переправки затем на Салоникский фронт). Бригада успешно добралась до Дальнего к концу января 1918 года, откуда через Индийский океан, Красное море и Суэц попала (к апрелю 1918 года) на Салоникский фронт, где соединилась с Юго-Славянской дивизией. Сербский запасный пехотный батальон, выдвинувшийся из Одессы позднее, был задержан в Самаре, официально расформирован 18 марта 1918 года, после чего плавно перебазировался на Север, составив с остававшейся в Архангельске одной Сербской горной батареей. Сербский отряд в Северной России, с июля 1918 года принимавший участие в боях с большевиками и эвакуированный 12 октября 1919 года на транспорте «Воронежъ» вместе с прочими войсками интервентов. Команда слабосильных (5000 штыков при 25 пулеметах) из Кишенева перебралась сначала в Одессу, а затем к Киеву. Именно об этих "сербских квартирьерах" в ноябре 18-го писал М.А.Булгаков. Это формирование фактически прекратило свое существование, дав жизнь множеству маленьких отрядов, в частности - Делича, Радаковича, Дмитриевича, Барабаша, 1-му Сербскому революционному отряду, Одесскому интернациональному отряду Красной гвардии, Конотопскому эскадрону. Киевский Сербский ударный батальон Гойковича в конце 1917 года начал двигаться к Москве, и к весне 1918 года перестал существовать, распавшись на четыре части: Юго-Славянский отряд Красной Гвардии Эмиля Чоппа, отряды Чанака и Груловича и роту майора Сертича. Отряд Чанака позднее объединил в своем составе упомянутые ранее отряды Делича и Радаковича, переименован в 1-й Социалистичекий Революционный Юго-Славянский отряд. Отряд Груловича объединился с Конотопским эскадроном и отрядом Сиверса (остатки 1-й бригады 1-й Сербской д.п.д., действовавшие в районе Вознесенска) под общей командой Сиверса. Во время обороны Царицына слит с Сербским Советским Царицынским отрядом (б. 1-й Сербский революционный отряд и отряд Дмитиревича) в 1-й Юго-Славянский Коммунистический Царицынский полк Дмитриевича-Сердича. В конце 1919 года полк разделен на конный эскадрон (б. Конотопский), вместе с частью людей Сердича вошедший в состав 3-го Крымского конного полка и пехотный батальон, вошедший в состав 2-й стрелковой бригады 37-й дивизии. 1-й Социалистичекий Революционный Юго-Славянский отряд и Самарская караульная команда (б. отряд Чоппа) в мае 1918 года сведены в 1-й Самарский интернациональный батальон, позднее развернутый в четырехбатальонный полк (1-й и 2-й батальоны - сербские, 3-й и 4-й - русские). Во время взятия Самары войсками КомУча один из сербских батальонов перешел на сторону белых. В августе того же года остатки Самарского полка были объединены с Саратовским интернациональным батальоном двухротного состава в Самарско-Саратовский интернациональный полк, вошедший в состав 25-й "Чапаевской" дивизии и получивший позднее номер 222. Саратовский же батальон ведет свою историю от ранее упомянутого отряда Барабаша, большую часть своего состава отдавшего в 3-й полк (Щорса) 1-й Украинской повстанческой дивизии. Одесский интернациональный отряд Красной гвардии весной 1918 года вошел в состав Морозово-Донецкого отрядя Красной Гвардии Щаденко (под командой Дундича) и затем вместе с ним ушел на укомплектование частей 10-й армии. 2-й Юго-Славянский ударный батальон Срба из Одессы к началу 1918 года перебазировался в Царицын, в мае переименован в Сербский революционный батальон, а конце июня переброшен в Ярославль, а в июле - в Казань, под командование майора Благотича. 6 августа 1918 года батальон, охранявший Казанский кремль, перешел на сторону белых и открыл наступающим ворота, обеспечив тем самым взятие Казани. При штурме погиб майор Благотич, и его имя было решено сохранить в названии части. В середине августа 1918 года из отставших чинов 2-й бригады 1-й Сербской д.п.д. в Челябинске был сформирован Челябинский сербский батальон. 29 сентября того же года батальон Благотича, Челябинский и Самарский сербские батальоны были сведены в 1-й Добровольческий Сербов, Хорватов и Словенцев им. майора Благотича полк. Чуть позднее в составе полка был сформирован конный дивизион капитана Божича. До начала 1919 года полк держал гарнизоны в Челябинске и Златоусте, а в середине июля отступил к Красноярску. В связи с наступлением красных сербы были вынуждены покинуть и Красноярск. В сентябре часть полка перешла на сторону красных и вскоре преобразована в 1-ю Енисейскую военно-инженерную бригаду (ок. 700 штыков). В январе оставшиеся два батальона не смогли двигаться дальше на Восток - железная дорога была забита польскими эшелонами, и 10 января полк был взят в плен на ст.Клюквенная. Также из чинов 2-й бригады 1-й Сербской д.п.д. в Чите атаманом Семеновым был сформирован 3-й батальон 1-го Семеновского полка, позднее преобразованный в Сербский конный дивизион Конвоя атамана Семенова. Рота Сертича из состава Сербского ударного батальона Гойковича весной 1918 года прошла через Москву и в июне того же года остановилась в Самаре, затем в Челябинск, Ново-Николаевск и Томск. В декабре 1918 года на основе этой роты в Томске был сфомирован Томский сербский батальон капитана Рукавина, подчиненный командованию 2-й Чехо-Словацой дивизии. В начале 1919 года батальон был развернут в 1-й Юго-Славянский полк Матия Губец в составе Сербского, Хорватского и Словенского батальонов. Корме того, в полку имелись ударные роты боснийцев (остатки батальона 4-го Босно-Герцеговинского полка Императорско-Королевской армии) и личан (сербов Краины). В полку имелась пулеметная и инженерная роты. В состав последней входили два блиндированных поезда - "Hajduk" и "Rijeka". Полк вместе с 12-м Чехо-Словацким полком нес гарнизонную службу в Томске, а с ноября 1919 года охранял Трансибирскую железную дорогу в районе Нижнеудинска. К 8 января 1920 года Словенский батальон был передислоцирован в Тулун, где также охранял железную дорогу. Прочие же два батальона со штабом полка оставались в Нижнеудинске до 30 января, когда они с 12-м Чехо-Словацким полком начали отсупать к Иркутску. Когда полк добрался до Иркутска, стало известно, что чехи заключили соглашение с большевиками, по которому так называемое "золото Колчака" должно было быть передано Советам, а в обмен на это большевики обязались беспрепятственно пропустить все иностранные части на Дальний Восток для отправки домой. 16 февраля 1920 года Сербский и Хорватский батальоны во главе с майором Сертичем перешли на сторону красных и вскоре были переформированы в 1-й Юго-Славянский советский батальон дивизии 3-го Интернационала; в июне того же года батальон переименован в 3-й батальон обороны железных дорог и переброшен в Петроград, а затем переформирован в Юго-славянскую роту 2-й Московских пехотных курсов. Оставшиеся от полка Матия Губец Словенский и Технический батальоны двинулись в Забайкалье и через Гиршелун прибыли в Читу, где к ним присоединился Сербский конный дивизион, вырвавшийся со ст.Клюквенная при взятии в плен полка Благотича. Через некоторое время полк оставил Читу и в середине апреля 1920 года был уже во Владивостоке, где разместился в лагерях на ст. Вторая Речка. Полк, в рядах которого на тот момент насчитывалось около 3000 человек, поступил под начальство Юго-Славской военной миссии и стал готовиться к отправке на Родину. Первые 1400 добровольцев покинули Владивосток 21 июля 1920 года на корабле"Kildanon Castle", a 3 августа остававшиеся на тот момент в лагерях около 1300 солдат и офицеров 1-го Юго-Славянского полка Матия Губец погрузились на транспорт"Himalayas" и отправились в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев через Гонг-Конг, Сингапур и Порт-Саид. Этот полк вместе с прочими полками русской службы вошел в состав Вардарской (Юго-Славянской) дивизии и получил номер 21, а 25 октября 1921 года в память о боевой страде 1918-1920 годов стал назваться 21-м Чехословацким полком.

Тимофей: Perseus спасибо за популяризацию моей статьи почти четырехлетней давности :) http://lj.rossia.org/users/tarlith/178273.html

Perseus:


Китаец: Perseus пишет: Самарско-Саратовский интернациональный полк, вошедший в состав 25-й "Чапаевской" дивизии и получивший позднее номер 222 Вроде № присвоен 3/IV-19 г.

Ротмистр Иванов: Уважаемый Иван! Спасибо! Долго здесь не был, ибо нашел Ваш пост на другом сайте, откуда благополучно и скачал инфу...

летнаб: Возникла парочка вопросов по форме сербской армии... Воротники кителей у офицеров, судя по фото, строились из цветного сукна. Существовали ли для фронта полностью защитные варианты (демаскировали же цветные детали как-никак)? Видел только одно фото, но, во-первых, без даты, во-вторых, до конца не ясно, защитный ли воротник или какого-то светлого, но иного цвета. Разрешалось ли офицерам на фронте носить солдатские вещи, чтоб хотя бы не подставляться под пули снайперов? И насчет знаков различия. Конструктивной особенностью офицерских погон было то, что полем служила металлическая штампованная пластинка с продольной прорезью в виде просвета. Допускалось ли ее изготовление из драгметаллов (серебро, серебро в позолоте), как это (судя по ярлыкам) бывало с российскими и аналогичными им болгарскими погонами, когда галун мог ткаться из натуральной серебряной нити? Все-таки галун требовал меньше металла, чем цельная пластина...

летнаб: И, кстати уж, заодно, каким был цвет сербской походной униформы обр. 1912? Варьировался ли он во время войны в зависимости от места и времени пошива? Подлинных вещей, увы, не видел, а на рисованных картинках диапазон цветов - от фельдграу до хаки...

123: летнаб пишет: Существовали ли для фронта полностью защитные варианты (демаскировали же цветные детали как-никак)? Дык, для сербов война практически закончилась в конце 1915 г.! Зачем им на Корфу нужна была полностью защитная форма?

Китаец: летнаб пишет: И, кстати уж, заодно, каким был цвет сербской походной униформы обр. 1912? Варьировался ли он во время войны в зависимости от места и времени пошива? Подлинных вещей, увы, не видел, а на рисованных картинках диапазон цветов - от фельдграу до хаки... Я не знаю, как должно было быть по приказам, но на портретах сербских военачальников (маслянных) цвет, скорее не германского Feldgrau, а австрийский Hechtgrau. А с 1916-го, вполне вероятно, обновку шили из хаки. Так что диапазон ещё шире.

летнаб: 123 пишет: Дык, для сербов война практически закончилась в конце 1915 г.! Ну, не скажите! А как же Салоникский фронт? В 1916 г. на этом направлении количество сербских дивизий превышало то, которым по отдельности располагали другие союзники. Добавьте к этому еще сербские добровольческие части, которые до конца войны действовали на нашем Юго-Западном, затем на Румфронте, а им также была присвоена уставная сербская форма.

летнаб: Китаец пишет: скорее не германского Feldgrau, а австрийский Hechtgrau Спасибо за уточнение. Увы, кроме как на мониторах, таких изображений видеть не приходилось, поэтому цвет определить было затруднительно. Есть у меня старые, еще югославские книжки с картинками (что-то вроде детского чтения), но там цвета довольно условные...

Роберт: У художника Александра Въчкова не так уж давно вышла из печати книга про форму солдат всех балканских государств той эпохи. С уважением! Роберт

Тимофей: Роберт только по болгарской военной форме, а не по всем Балканам

Роберт: Тимофей пишет: только по болгарской военной форме, а не по всем Балканам Ув. Тимофей, Вычков (Александър Въчков) является автором многих книг... И все это я видел. И с ним лично знаком. С уважением! Роберт

123: Мы очень рады тому факту, что Вы, Роберт, лично с ним знакомы! Как это может помочь для разъяснения вопроса?

Роберт: 123 пишет: Как это может помочь для разъяснения вопроса? Ув. 123, Это я ответил ув. Тимофею и я очень рад, что читаете мои посты. На Ваш вопрос "Как это может помочь для разъяснения вопроса?" не берусь отвечать. Пока. Может поясните, что Вам написать в ответ... Вычков сегодня дал мне линк с его книгами, некоторые из которых все еще в продаже. http://knigomania.bg/catalogsearch/result/?q=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8A%D1%80+%D0%92%D1%8A%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2 То что нужно - в случае на англ. языке. Правда книга про Балканскую войну, но форма сербов не очень поменялась за год. Другой вопрос насколько точно все это нарисовано там. С уважением!

123: Роберт Поянить могу. Я читаю ВСЕ посты и меня удивил ответ на вопрос, менялась ли форма в течении ПМВ, который прозвучал так, что лично Вы знакомы с автором книги по Балканским войнам. От того, насколько близко Вы знакомы с автором и сколько его книг прочитали, ясности с изменениями в обмундировании сербской армии периода Первой мировой войны больше не стало. Если этому вопросу в книге Вычкова посвящено хоть несколько строчек, то дайте нам эту информацию. Если Вычков знает ответ на вопрос, то пусть или даст сам ответ, или обнародует его через Вас. Вот и все объяснения.

Викторъ: летнаб пишет: Добавьте к этому еще сербские добровольческие части, которые до конца войны действовали на нашем Юго-Западном, затем на Румфронте, а им также была присвоена уставная сербская форма.Подскажите, пожалуйста, какая есть литература по данным соединениям, на основании каких приказов или иных актов формировались данные подразделения?

Тимофей: Роберт Книга про Балканскую войну и про армии Балканских государств - это, мягко говоря, разные вещи. Скажем, та информация, которая приведена в "болгарских оспрейках" по сербам - изобилует ошибками. 123 Сербы в Салониках получили французское обмундирование и адрианы. Плюс корпус в России - русское обмундирование (при шайкачах, разумеется). Викторъ На основании приказов по военному ведомству, например. По сербским добровольческим полкам есть прекрасный сборник документов "Jугословенски добровольци у Русjи 1914-1918", изданный в 1977 году в Белграде.

Роберт: 123 пишет: меня удивил ответ на вопрос, менялась ли форма в течении ПМВ Извините, я на этот вопрос не отвечал, от того что не читал все посты. Меня интересовало Ваше мнение о книге Вычкова, который занимается униформологией и в частности в его книге сказано о сербской форме времен Балканской войны. Не знал, что вас это разражает. Потому не буду вам больше мешать. Тимофей пишет: Книга про Балканскую войну и про армии Балканских государств - это, мягко говоря, разные вещи. Скажем, та информация, которая приведена в "болгарских оспрейках" по сербам - изобилует ошибками. А я на все 100% согласен с вами, что книга про Балканскую войну и про армии Балканских государств - это разные вещи в принципе. Но случай с Вычковым другой. Вся соль его книги - форма с рисунками униформ солдат и офицеров воюющих государств. Причина в том, что Вычков художник. Наверно есть и ошибки. Я не специалист, но мне было интересно знать. Потому и поинтересовался вашими оценками. С уважением!



полная версия страницы