Форум » Пехота » Названия пеших дружин Государственного ополчения 1914-17 » Ответить

Названия пеших дружин Государственного ополчения 1914-17

Armarian: Уважаемые коллеги! Помогите выяснить названия пеших дружин Государственного ополчения 1914-17 гг. <...>. Дополнение от 11.01.2013 г.: Общими усилиями участников форума (особая благодарность Тимофею и Sempler!) вопрос решен. В ходе работы был выявлен ряд ошибок и разночтений в названиях и нумерации ряда дружин государственного ополчения 1914–17 гг. С некоторыми ошибками ситуация понятна – они очевидны. Некоторые хочется выделить особо. 1. Ошибки в справочниках РГВИА Эти ошибки имеют большое значение, поскольку справочные публикации РГВИА («Краткий справочник» и «Путеводитель» по фондам РГВИА) являются одним из главнейших источников. Ошибки являются, видимо, результатом некорректного палеографического анализа. Встречаются в тех фондах, где сохранились единичные документы (видимо, рукописные; не содержащие угловых штампов или оттисков печатей). Выявлены путем логического анализа. 1.1. Ошибки, вызванные неверной расшифровкой №№: 514-я Рязанская / 514-я Уфимская (по РГВИА; 574-я Уфимская?) 575-я Уфимская / 575-я Смоленская (по РГВИА; 515-я Смоленская?) 1.2. Ошибки, вызванные опиской в источнике: 673-я Тульская / 673-я Томская (по РГВИА; 763-я Томская?) 1.3. Ошибки, вызванные неверной расшифровкой названия: 701-я Подольская (по РГВИА) / 701-я Тобольская 1.4. Ошибки, не получившие логического объяснения: * 430-я Полтавская / 430-я Вятская (по РГВИА) * 548-я Симбирская / 548-я Нижегородская (по РГВИА) * 735-я Пензенская / 735-я Смоленская (по РГВИА) 1.5. Не указаны названия: 744-я Бессарабская 748-я Волынская 749-я Волынская 750-я Волынская 751-я Волынская 752-я Саратовская 753-я Киевская 754-я Харьковская 755-я Харьковская 757-я Киевская 2. Разночтения между различными источниками Каждый из нас в свое время по крупицам собирал нужные сведения и часто сталкивался с тем, что данные из различных источников (причем в равной степени заслуживающих доверия!) несколько противоречат друг другу. Не всегда удается найти подтверждение той или иной версии. * 31-я Тверская / Смоленская (по Sempler) – в источниках встречаются оба варианта * 330-я Тверская / Эстляндская (по Sempler) – в источниках встречаются оба варианта * 429-я Полтавская (по РГВИА) / 429-я Вятская (по Sempler) – опечатка, 249-я Вятская? * 433-я Харьковская (по РГВИА) / 433-я Киевская (по Sempler) – потому что стояла в Киеве? * 461-я Херсонская (по РГВИА) / 461-я Курская (Херсонская) (по Sempler) – ? 756-я (по Тимофею без названия) / 756-я Лифляндская – мой косяк, видимо, 356-я Лифляндская Коллеги, давайте еще раз проверим по своим данным этот выявивший список разночтений, особо обратив внимание на позиции, отмеченные звездочкой (*).

Ответов - 273, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

Grade7: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B5

Обозный: Коллеги, сразу оговорюсь, я не специалист по ГО и названиям дружин. Прочитав всю тему, окончательно запутался. Если подвести итог - какие остались вопросы по названиям дружин? Это к тому, что есть возможность сверить названия с первоисточниками, такими как Приказы по армиям, корпусам, крепостям и т.д.

Armarian: Это к тому, что есть возможность сверить названия с первоисточниками, такими как Приказы по армиям, корпусам, крепостям и т.д. В основном, с темой я разобрался - значительных вопросов у меня не осталось. К вопросу о путанице - по мере получения дополнений и исправлений я старался править свой первоначальный пост. Впрочем, остались частные вопросы. Например, какие существовали крепостные дружины ГО? Если поможете - буду весьма Вам благодарен.


Обозный: В моих силах лишь сверить требующую подтверждения информацию (напр. название дружин) с наличием таковой в вышеназванных приказах.

Armarian: Хорошо! Тогда, пожалуйста, посмотрите вот этот список дружин и уточните их названия (я даю те варианты названий, которые мне встречались): 31-я Смоленская / Тверская 330-я Эстляндская / Тверская 429-я Полтавская / Вятская 430-я Полтавская / Вятская 433-я Харьковская / Киевская 461-я Херсонская / Курская 514-я Рязанская / Уфимская (574?) 548-я Симбирская / Нижегородская 575-я Уфимская / Смоленская (515?) 673-я Тульская / Томская 701-я Тобольская / Подольская 735-я Пензенская / Смоленская 741-я б/н (без названия) 742-я б/н 743-я б/н 756-я б/н / Лифляндская 759-я б/н 764-я б/н 765-я б/н 766-я б/н 767-я б/н 768-я б/н 769-я б/н Если у Вас, к счастью, есть доступ к документальным источникам, то хотелось бы раз и навсегда разобраться в этом вопросе. По поводу крепостных дружин. Мне попадались следующие: 1-я Бендерская 2-я Бендерская 1-я Ковенская 2-я Ковенская 6-я Ковенская Олитская Было бы интересно знать, существовали ли какие-либо другие?

Тимофей: Armarian из крепостных дружин ополчения были сформированы в 16-17 годах следующие крепостные пехотные полки: 1й, 2й Свеаборгские, 1й, 2й Карсские, 1й, 2й сухопутного фронта Морской крепости Императора Петра Великого (Ревельские), Двинский, Усть-Двинский, 1й, 2й, 3й Выборгские, 1й, 2й, 3й Кронштадтские по остальным - инфа из РГВИА, дела по изготовлению и выдаче знамен частям ополчения + по Звегинцову (указано в скобках) 31-я Смоленская 330-я Эстляндская 429-я Полтавская (З) 430-я Полтавская (З) 433-я Киевская 461-я Херсонская 514-я Рязанская 548-я Симбирская 575-я Уфимская 673-я Тульская (З) 701-я Тобольская (З) 735-я Пензенская (З) по безымянным уточнений нет, они так и были безымянными, скорее всего - это ж формирование 1917 года

Armarian: Тимофей, спасибо! Заметьте, Ваши (т. е. правильные) варианты названий стоят у меня в большинстве случаев первыми. Просто хотелось подтвердить эти данные из еще одного источника (тем более, коллега сам предложил свои услуги - а это вдвойне приятно!); ведь и вторые (неправильные?) варианты я в свое время выписывал из работ и публикаций, которые тоже заслуживали доверия (но и они, увы, не избежали "очепяток"). А Звегинцов, согласитесь - не источник, поскольку несет компилятивный характер; более того, дает неверное количество дружин ГО, сформированных в войну (впрочем, как и путеводитель РГВА - 769 это только "номерные", а были еще "безномерные" среднеазиатские и крепостные). Кстати, о крепостных дружинах Вы ничего не написали - я же спрашивал о них, а не о крепостных пехотных полках; ведь не факт, что до 1916 г. существовали одноименные дружины (в противном случае, почему не было Бендерского крепостного полка?).

Тимофей: Armarian крепостные дружины не были безномерными, они просто не входили в общую номенклатуру среднеазиатские были караульными и вообще не предполагались для использования на фронте (это не говоря о том, что они были 8-сотенного состава) по крепостным я дал информацию, которую помнил - за остальной надо лезть в старые записи часть крепостных дружин не была переформирована в полки (вероятно, просто надобности не было) да, и еще по переименованиям - надо смотреть участие дружин ополчения в боях 1914-15 годов - возможно, часть из них была расформирована, а затем создана заново с _новой_ территориальной принадлежностью\комплектацией

Armarian: да, и еще по переименованиям - надо смотреть участие дружин ополчения в боях 1914-15 годов - возможно, часть из них была расформирована, а затем создана заново с _новой_ территориальной принадлежностью\комплектацией Вот-вот, этого я как раз и опасался...

Обозный: Да, не густо, только 2 названия дружин встретились в документах: 429-я пешая Полтавская дружина ГО - Приказы по 2 АК июнь-август 1916 г. 430-я пешая Полтавская дружина ГО - Приказ 31 АК июнь 1916 г.

Armarian: Все равно, спасибо! Для меня особо ценным было Ваше желание помочь коллеге.

подполковник: Двинский крепостной пехотный полк сформирован из 620-й пешей Томской дружины в составе 2-х батальонов (всего 8 рот) 4 апреля 1916 г. (пр. НШ ВГК за № 443). Позже полк состоял из 10 рот. Дружина первоначально входила в состав Варшавской ополченческой бригады, с 8.08.1915 г. - в Двинске. В РГВИА в фонде Двинской крепости (ф. 13130) есть журналы в/д полка, приказы и списки л/с за 1914-1917 гг. Периодически работаю с этими документами. Часть материала уже переписана.

Grade7: Свидетельство ратника 427-й пешей Подольской дружины (из сети).

asshebeko: Возможно я не к месту , но все же прошу уважаемых экспертов высказатся имеет ли мне смысл говорить о пешией дружине государственного ополчения 1914-17 гг. . Представляю фото на котором представлены нижние чины - ратники Государственного ополчения. На тульях их фуражек - кокарды Государственного ополчения в виде креста. http://shot.qip.ru/00f6wd-356TNXO7v/ http://shot.qip.ru/00f6wd-456TNXO7w/ По самой фотографии напрашивается вывод о том что она сделана по близости фронта , перед непосредственным участием в боевых действиях самих ополченцев . На фото скорее всего земляки (односельчане) . Мой прадед Шебеко Михаил Макарович , 1891 г.р. ( Могилевская губерния , Рогачевский уезд , Стрешинская волость деревня Нивы ) . крайний справа в нижнем ряду. Само место где сделано фото - Рожище Волынской губернии . Немного дополнительной иформации. Памятная книга Могилевской губернии за 1910 год , из которой мы узнаем что мой прадед был народным учителем в школе грамоты д. Нивы.Поскольку прадед был народным учителем то по законам Российской Империи он освобождался от воинской повинности . Но на фото мы видим его в фуражке где на тулье имеется Ополченческий Крест. Вывод : дед ушел на войну добровольцем. № 1251-1270. - [1915].Именной список убитым, раненым и без вести пропавшим нижним чинам. В списке № 1268 находим моего прадеда - Шебеко М.М. - ранен 22 января 1915 года . В списке указан как ратник . Википедия же говорит что ратник – это солдат государственного ополчения , чем подтверждает догадку о том что прадед ушел на войну добровольцем . РГВИА Архивная справка На Ваш запрос сообщаем выявленные в РГВИА сведения о награждении нижнего чина Русской Императорской армии Шебеко М.М. приказом по XXVIII-му армейскому корпусу [11-й армии Юго- Западного фронта] от 23 октября 1915 г. за № 111 рядовой 237-го пехотного Грайворонского полка Михаил Марков[ич] Шебеко (в списке под № 1241-м) и его сослуживцы награждены Георгиевскими крестами 4-й степени за то, что «В бою 19-го мая 1915 г. у с. Кальникув, под сильным ружейным и пулеметным огнем противника, неоднократно исправляли телефонные сообщения, чем восстановили связь с батальонными командирами и командиром полка, - ст. 67 п. 19 [Георгиевского статута]. РГВИА. Ф. 2234. On. 1. Д. 502. Л. 235, 302 об., 308 Буду рад любым мнениям и подсказкам для дальнейших поисков . В том числе и о пешией дружине государственного ополчения 1914-17 гг. С уважением Шебеко А.С.

Константин: sempler пишет: 623 Томск - 120-я - 121-я П.Д. Уважаемые коллеги! Кто-нибудь располагает инфо, где после сформирования дружина стояла до отправки в действующую армию? В местной печати упоминается г. Томск, а в местных архивных документах - г. Бийск Томской губернии.

Ротмистр Иванов: немного не по теме. Вопрос: достоверна ли информация, что на погонах зауряд-офицеров ополчения была поперечная нашивка из армейского галуна цветом, одинаковым с цветом галуна погона и шириной 3/8 вершка (16.65 мм.). Шифровка по цвету галуна. Звездочки же были того же цвета, что и галун погона, а не наоборот, как в армии (золото на серебре или серебро на золоте).

Тимофей: да, у заурядов погоны были "гашеные", но против прибора шифровка по прибору звездочки против прибора

Ротмистр Иванов: спасибо, Тимофей!

Dima1971: У меня у жены хранится фото офицеров. среди которых ее прадед - он служил в 579-й дружине. Вроде она стояла в Шадринске Пермской губ. На погонах точно видно цифры 579. Поэтому у нас и сомнений не возникло. Что за дружина, она всю войну в Шадриснке стояла? Где можно найти документы по этой части?

Grade7: Dima1971 пишет: У меня у жены хранится фото офицеров. среди которых ее прадед - он служил в 579-й дружине. Вроде она стояла в Шадринске Пермской губ. На погонах точно видно цифры 579. Поэтому у нас и сомнений не возникло. Что за дружина, она всю войну в Шадриснке стояла? Где можно найти документы по этой части? Хорошо бы увидеть фото...



полная версия страницы