Форум » Казаки » Клычи в 1-м Сибирском казачьем полку » Ответить

Клычи в 1-м Сибирском казачьем полку

Rotmistr Ivanov: Уважаемые коллеги! У кого есть информация о клычах в 1-м Сибирском казачьем полку? Где-то читал, но не могу найти подтверждения.

Ответов - 9

Юнкер: Петр Николаевич Краснов подробно описал историю появления этих клычей: "Я завел в дополнение к гарнизонным тактическим занятиям свои полковые. Мы собирались раза два в месяц в «сборной» при канцелярии. Это были не столько занятия, сколько беседы на военные темы. Вот во время одной из таких бесед и произошло нечто, над чем сибирские остряки очень изощрялись, а мои офицеры в душе были довольны. Не помню, кто — подъесаул Волков или подъесаул Калмыков, оба были горячие патриоты войска и полка и оба нервные — стал желчно и с едкой досадой говорить: — Господин полковник, Высочайшим приказом казачьим офицерам разрешено носить дедовское оружие произвольного образца и с украшениями. И я знаю, что кавказские казаки и донцы украсились прекрасными шашками, саблями и клычами, кто знает, точно ли дедовскими или полученными от «дедушки Шафа*. А чем, позвольте мне вас спросить, виноваты мы, что наши деды вели войны с туркменами и дунганами, у которых такое оружие, что нам не подойдет?.. Вот у нас, — говоривший показал на свою шашку, — видите какая дешевенькая казенщина, носить тошно! Разве передашь такое сыну или внуку? — Если ваши деды сделали такую ошибку, зачем вы будете ее повторять? — спокойно сказал я. — То есть? Я вас не понимаю. — Если ваши деды были вам плохими дедами, будьте вы хорошими вашим внукам. Заведите себе прекрасные сабли или шашки, освятите их верной службой Государю и Родине и передайте их своим сыновьям. Я сказал это почти что... так. Просто, чтобы рассеять то недовольство своею судьбою, которое слышалось в речи задавшего мне вопрос и которое было мне неприятно. Совсем неожиданно мои слова были горячо приняты и подхвачены. Офицеры заволновались, сразу все заговорили. Не помню, кто из офицеров полка был тогда в командировке в Петербурге, в Офицерской стрелковой школе, сейчас же решили послать ему телеграмму, указать ему сходить к Шафу и узнать, во что обойдется хорошая шашка, если заказ будет-сделан на тридцать штук сразу. — Не шашку, а саблю, как у гвардейских казаков, — разда вались голоса. — Клыч! — Клыч с хорошим венгерским клинком! — С эмблемами полка на лезвии! Я ни во что не вмешивался. Я считал это движение здоро-ным и полезным. Была составлена телеграмма в Петербург, и, по-видимому, она захватила и офицера, бывшего там, потому что уже через три дня получился ответ. Каждая сабля обойдется около 60 рублей. Образец высылался в полк. Через два месяца пришел и образец. На прекрасном клинке венгерского образца проволочной стали, с изображением на нем — на том месте, где на венгерских клинках бывало изображение Божией Матери или надписи, — Ермака в шеломе, отлично награвированного с надписью славянскими буквами: «Ермак Тимофеевич» — кругом, с эфесом из слоновой кости в оправе из белого металла, с цепочкой, с белыми прорезными ножнами на красной юфти217, — клыч этот всем понравился. Полк открыл офицерам для приобретения этой сабли годовой кредит, с вычетом по пяти рублей в месяц из жалованья, и к весне мы все получили «дедовское оружие» для наших внуков. Мы стали надевать его явочным порядком во всех парадных случаях. Летом, когда был объезд лагеря генералом Фольбаумом и были вызваны «все на линию», офицеры были при этих саблях, на поясных портупеях. Я заранее предупредил Михаила Александровича о нашем самовольстве, и добрейший наш корпусный командир одобрил желание офицеров приукраситься оружием. Подъехав к флангу моего полка, Фольбаум остановил'ло-шадь и сказал: — Очень красиво, господа. Носите же с честью эти сабли, носите так, чтобы внуки ваши гордились своими дедами. Я не знаю, взяли ли в поход офицеры-Ермаковцы эти сабли? Освятили они их подвигами своими и смелою рубкою врага? Не знаю я также, после российского погрома, сохранилась ли хотя у кого-нибудь из оставшихся в живых офицеров-Ер-маковцев, наша «дедовская» ермаковская сабля? Но по тому, что совершили Ермаковцы в Великую войну и что проделали они потом в армии Колчака, — если у кого сохранилась такая сабля, она многое может рассказать о подвигах владельца. Теперешние внуки Ермаковцев, а я знаю, что таковые уже растут, воспитываются "дедами в любви к России и Сибирскому войску, могут на вполне законном основании и с гордостью носить такие сабли своих дедов". (П.Н. Краснов. "На рубеже Китая".)

туземецъ: Конечна!Клычь принятый в казачьих войсках в начале 20 века есть компеляция турецкой,персидской и европейской кавалерийской сабель.Эклектика.Я фектовал и спортивным и боевым оружием.Не хочу показатся не скромным ,но восточного оружия мне пришлось не мало держать в руках особенно ,кавказского!С уважением ТуземецЪ.

Николай: Какая такая эклектика? Что за бред? Клычи вводились в войсках как выходное "дедовское" оружие! Никто с ними в бой не ходил. А Лейб-казачий клыч просто прекрасен!


Рейтаръ: Николай пишет: А Лейб-казачий клыч просто прекрасен на приведенном фото крайний справа? А не могли бы Вы привести подписи под каждым из клычей? С Уважением.

туземецъ: Николай пишет: Какая такая эклектика? Что за бред? Клычи вводились в войсках как выходное "дедовское" оружие! Никто с ними в бой не ходил. А Лейб-казачий клыч просто прекрасен! Эклектика,есть смешение стилей.А казачьи клычи -это гибрид восточного оружия с европейским ,введенный в начале 20 века ,а не "дедовское" настоящее 18-19 вв.,т.е. эклектика!А по поводу боевого применения ,вы правы,кто же будет с бутофорией в бой ходить!

месье Серж: Андрюша (Туземец), не зли меня… Я не знаю, к чему ты это все написал. Но, ты прекрасно знаешь, что клычи составляли особую гордость Гг. офицеров такую же, как и Полковой знак - т.е.причастности к полку. И ты так же прекрасно знаешь, что к примеру Лейб – Казачий клыч делался взяв за основу сабли Екатерининской эпохи, при котором этот в частности полк был сформирован. А знаешь ли ты, что провожая в последний путь своих однополчан в эмиграции Лейб –Казаки клали на крышку гроба Лейб –Казачий клыч? Лучше вместо занятием словоблудием с твоей стороны покопался в источниках как то: Приказы по полкам Л,Гв.Казачьем Е.В.п, Л, Гв.Атаманском Е.В.Н.Ц.п, Л.Гв.6 Донской Е.В. батареи, мемуарах Гг офицеров, да помог человеку конкретно по теме. Было бы, куда от этого интереснее всем и польза огромная. А если нечего сказать по существу вопроса, так и не мучайся словами разными и не всегда понятными для окружающих. Хочу привести выдержки из воспоминаний Великого Князя Андрея Владимировича относительно клыча Л.Гв.6 Донской Е.В. батареи, в ту пору командующего оной. «…Некоторое время спустя был издан новый приказ, которым разрешалось офи-церам казачьих частей, вне строя, носить «дедовское оружие» В приказе не было определено, что следует понимать под «дедовским оружием», т. е., должно ли было это оружие действительно принадлежать деду в узком смысле слова или к деду в широком смысле, т. е. и к более дальнему в мужском поколении лицу? Не было также ничего сказано про то, следует ли до¬казать историческую принадлежность «дедовского оружия» или это предостав¬ляется бесконтрольно решать каждому по совести. Так как никаких ограничений не было поставлено, то офицерство над деталями и не задумалось. У каждого офицера моментально нашелся «дед», у которого было оружие, конечно «историческое», с которым его предок совершил то или иное герой¬ство, и вдруг все офицеры появились с самыми разнообразными по эпохе, форме и образцу «дедовскими оружиями», весьма сомнительного исторического происхож¬дения. Откуда все это оружие появилось, никто не знал, да и не интересовался... Конечно, и среди командуемой мною 6-й батареи вопрос этот горячо обсуж¬дался. У некоторых никакого дедовского оружия не оказалось, и они извлекли, откуда не знаю, сабли совершенно невероятного типа. У других, действительно, оказалось дедовское оружие, самое настоящее, историческое, но «золотое ору¬жие» с последней турецкой войны или же сабли кавалерийского образца. Тут возник другой вопрос, не менее сложный, — можно ли под дедовским оружием понимать оружие не казачьего образца: драгунские шашки, кирасирские палаши и шпаги, действительно принадлежавшие деду. Чтобы положить конец всем этим бесплодным спорам, я предложил своим офи¬церам воздержаться носить фантастическое оружие, и даже действительно дедов¬ское, пока мы не выработаем для батареи сабли исторического типа, одинакового для всех офицеров батареи, и я сказал им, что буду хлопотать, чтобы тип этой сабли был утвержден установленным образом. Все с этим охотно согласились. Для этой цели я воспользовался имевшейся у меня саблей казачьего и легко¬кавалерийского образца времен Императрицы Екатерины Великой. Сабля эта была заказана в 1891 году для моего брата Бориса, для одного костюмированного бала, в котором он должен был носить костюм Германа из оперы Чайковского «Пиковая дама», недавно поставленной в Мариинском театре. Наш воспитатель, Александр Александрович Далер, относившийся ко всему с педантичной акку¬ратностью, следил за тем, чтобы костюм был исторически верен, а сабля была бы точной копией образца того времени. Я привез в батарею эту саблю, и все офице¬ры одобрили выбранный мною образец, как исторически верный, красивый и подходящий для нашей настоящей формы. По этому образцу я заказал всем офи¬церам по сабле, их мы и стали носить под видом «дедовского оружия». Но мне все же не хотелось, чтобы эта сабля имела вид простой фантазии, с другой же стороны, я опасался, как бы другие части не воспользовались моим образцом, почему, не теряя времени, я вошел с представлением об утверждении для 6-й батареи этого типа сабли. В Техническом комитете главного Интендантского управления, при весьма любезном участии генерала Пославского, было составлено подробное описание сабли, которое было приложено мною к моему представлению. 13 августа 1913 года Государь утвердил образец нашей сабли, о чем было объяв¬лено в приказе по военному ведомству 26 августа того же года, за № 452. Этим мы избегли фантастического «дедовского оружия» и ввели в батарее Высочайше утвержденный образец сабли, исторически верный, чем утвердили в батарее но¬вую традицию. Моему примеру последовали лейб-казаки и атаманцы; каждый полк выбрал свой тип сабли и тоже отказался от фантастического «дедовского оружия».»

туземецъ: месье Серж пишет: А если нечего сказать по существу вопроса, так и не мучайся словами разными и не всегда понятными для окружающих Ну если вы не владеете русским языком и терминами кто же виноват! Вы как всегда не внимательны и мерите по себе всех и вся!Данные клычи я рассматривал в типологическом и конструктивном аспекте как оружие ,а не как "духовную частицу воинской части" ,благо у нас форум военно-исторических реконстукторов.

Борис: месье Серж пишет: Андрюша (Туземец), не зли меня… Я не знаю, к чему ты это все написал. Но, ты прекрасно знаешь, что клычи составляли особую гордость Гг. офицеров такую же, как и Полковой знак - т.е.причастности к полку. И ты так же прекрасно знаешь, что к примеру Лейб – Казачий клыч делался взяв за основу сабли Екатерининской эпохи, при котором этот в частности полк был сформирован. А знаешь ли ты, что провожая в последний путь своих однополчан в эмиграции Лейб –Казаки клали на крышку гроба Лейб –Казачий клыч? Давайте обходиться без фанатизма!!!

Николя: Тема закрыта. Участник форума грубо нарушивший первейшее правило форума забанен на первый раз только на три дня. Но при дальнейшем повторении подобного, бан будет навсегда. С Уважением ко Всем Участникам форума Бордунов Николай.



полная версия страницы