Форум » Казаки » Парадная черкеска кавказских казаков в нач. 20 века. » Ответить

Парадная черкеска кавказских казаков в нач. 20 века.

Ратибор: Здравствуйте, это Ратибор. Подскажите пожалуйста цвет парадной черкески рядового кавказского казака перед ПМВ был чёрный или серый? И на сколько крючков застёгивалась, а то нигде не могу найти сколько крючков было. Пишут от нижнего края газырей до пояса. Я понял, что это в зависимости от роста. Большое спасибо

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

6П.Б: Привет Ратибор! первая страница цветной рисунок цвет синий!!!!!! Отправлено: 28.07.06 09:32. Заголовок: Re:

Рейтаръ: Господа, у кого-нибудь есть изображение или фото шубы-черкески у кавказских казаков на 1914-1920 гг.? С Уважением.

6П.Б: А такое сойдёт???????


Ратибор: Спасибо 6П.Б это бешмет

6П.Б: Вот описание того что спрашивал Рейтаръ. Бекирка, зимняя черкеска с закрытой грудью, высоким меховым воротником и меховой полоской от него до пояса. Впервые Б. появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, а на Кавказ были завезены бывшим юнкером этого училища терским казаком Бекиром Тургиевым.

Рейтаръ: 6П.Б - большое спасибо! На представленном выше фото, вахмистр в бекирке - судя по шифровке, он 2-го Полтавского казачьего полка Кубанского войска? И что за нагрудный знак у него, я не смог определить... Нашел изображение А.Каращука "Всадник "Дикой дивизии" 1914-1917 гг., где он как раз в шубе-черкеске. С Уважением.

6П.Б: Уважаемый, Рейтаръ а можно это фото увидеть мне самому интересно!?

Рейтаръ: 6П.Б - рисунок Каращука Вас интересует? Попробую выложить сегодня. С Уважением.

6П.Б: Да!

Рейтаръ: Всадник Ингушского конного полка Дикой дивизии 1914-1917 гг.: С Уважением.

6П.Б: Спасибо!!!!!!

Павел Стрелянов /К/: В заданных Ратибором вопросах (по Кавказским Казачьим Войскам), его больше как-то интересует отличие парадной формы от повседневной. Но дело как раз в том, что та и другая различалась лишь цветом – установленный по Войску он был обязателен для парадной формы, а в повседневной строевой службе поддерживался в частях «по возможности». Простые, скромные цвета формы кавказских казаков (черкески, бешмета) только оттеняли ее красоту; правда, «тонностью» в одежде отличались далеко не все. В последней четверти XIX–начале XX в. фасон, длина черкески и бешмета, высота папахи варьировались – потому и давать сейчас какие-то точные размеры для казачьей «справы» бессмысленно; они характерны для каждого определенного периода. В описании, сделанном Кубанским Атаманом генерал-майором В.Г.Науменко в 1944 г. присутствует, пожалуй, главное: какую, как, в каких случаях носили форму Кавказские казаки. Предлагается с некоторыми нашими дополнениями. КАВКАЗСКИЕ КАЗАКИ. ФОРМА ОДЕЖДЫ Одежда кавказского казака состояла из черкески, бешмета, брюк, папахи (шапки), сапог или чевяк, бурки, полушубка и башлыка. Необходимой принадлежностью к ней является холодное оружие, т.е. кинжал с поясом, шашка с портупеей, а также газыри и тесьма. Как конные казаки, так пластуны и артиллеристы были одеты в черкески, и отличием их служил лишь цвет прибора: красный с серебром в коннице, малиновый с золотом у пластунов и красный с золотом у артиллеристов (синий Терцев у конных и артиллерии). Под прибором следует подразумевать погоны, верх на шапке, бешмет, тесьму и украшения на оружии. Форма одежды была ВСЕДНЕВНАЯ (она же походная), ПАРАДНАЯ и у офицеров ОБЫКНОВЕННАЯ. ЧЕРКЕСКА из фабричного или кавказского (дачка) сукна. Цвет произвольный. Чаще носили черные, серые, темно-синие, темно-вишневые, белые и коричневые; реже темно-зеленые, оранжевые и верблюжьего цвета. Во время Великой войны приказом по В.В. от 18.10.1915 г. предписывался защитный цвет. Остальные цвета, как-то: голубой, розовый, фиолетовый и пр. никогда не носились. Красные парадные черкески были только у казаков С.Е.И.В. Конвоя. ЧЕРКЕСКА шилась в талию и свободной в груди. Однако она должна быть сшита так, чтобы под нее можно было зимою поддевать теплый бешмет или полушубок. Хотя длина ее регламентировалась Правилом о форме одежды, не этого строго не придерживались. В последнее время перед войной 1914-1918 гг. длина ее значительно уменьшилась и достигла почти колена. Вызвано это было отчасти удобством при движении и посадке на коня, отчасти в целях красоты, так как длинная черкеска придавала фигуре казака вид неуклюжий. Но понятие о красоте условно и в 80–90-х годах XIX столетия в моде были черкески длинные, достигавшие у многих почти каблука. Однако особенно увлекаться укорачиванием черкески не следует. Надо, чтобы она закрывала колени казака, сидящего на коне. Вырез на груди черкески не должен быть глубоким и должен иметь прямые, а не закругленные стороны, как это было одно время в моде у казаков. Черкеска шьется на подкладке от пояса вверх. В рукавах ее нет, и подшивать нижнюю часть их подкладкой считается плохим тоном /впрочем, для генералов это допускалось/. (Сейчас, «новые казаки» не только подшивают рукава подкладкой, но и ВЫПУСКАЮТ ее изнутри наружу, поверх рукава, или ПРИШИВАЮТ к рукавам ОГРОМНЫЕ ШИРОКИЕ ОБШЛАГА цвета подкладки или бешмета – снизу и чуть ли не до локтя). По вырезу, полам и по низу она обшивается шнурком, черным или в цвет материала, из которого сшита. Застегивается она на внутренние крючки и петли, или на узелки и петельки, завязываемые из шнурка, которым она обшита. Такие застежки казаки называли «гудзыками». Иногда эти гудзыки делались ложными, а черкеска, застегивалась на крючки. Зимою некоторые казаки носили черкески на меху или же, так называемые, «бекирки» или черкески с закрытой грудью и высоким меховым воротником и такою же меховою полосою от него до пояса. Впервые такие черкески появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, на Кавказ же завезены бывшим юнкером, а затем сменным офицером его терским казаком Бекиром Тургиевым. Бешмет одевается под черкеску, плотно облегая фигуру казака, и имеет стоячий воротник вышиною в зависимости от длины шеи. Длина самого бешмета почти до колен, но многие казаки носили вместо него «жилетку» или укороченный бешмет. В 80-х годах XIX столетия начальник 1-й Кавказской казачьей дивизии генерал Тутолмин ввел в своих полках комбинацию бешмета с рубашкой (гимнастеркой). Он к рубашке придал стоячий воротник и застежку на груди, как у бешмета. Таким образом, «тутолминка», как ее окрестили казаки, одевалась под черкеску, заменяя собою бешмет, без черкески же она, подпоясанная кавказским поясом, заменяла гимнастерку. В ней полки 1-й Кавказской дивизии, имевшие стоянки в Закавказье, на Турецкой границе, в летнюю жару выезжали на занятия. «Тутолминка» очень удобна и практична. БЕШМЕТ шьется из легкой материи, бумажной или шерстяной, и имеет полутвердый воротник. Цвет его произвольный, но излюбленными всегда были: черный, белый, иногда кремовый (из чесучи). Реже носили некоторые темные цвета, как например, серый или коричневый, иногда в полоску и никогда с рисунками, как например, с крапинками, в клетку и пр. Бешмет, как и черкеска, обшивается по воротнику и бортам черным, или в цвет материала шнурком и также как она, застегивается. Зимой казаки любили носить бешметы черные теплые, стеганные на вате, почти каждая казачка при выходе мужа или сына на службу снабжала его таковым. Хотя выбор цвета вседневной черкески и бешмета предоставлялся вкусу каждого казака, но ко времени Великой войны каждый казак имел для строя серую черкеску и черный бешмет. В большинстве строевых частей офицеры имели для вечеров и других случаев однообразного цвета черкески и бешметы, чаще всего темно-синюю или темно-вишневую черкеску и черный или белый бешмет. Некоторые любители пестроты обшивали черкески и бешметы разного рода галунами, цветными тесемками и такими же шнурками, но казак, умеющий хорошо одеться, никогда этого не делал. Кавказского казака украшала не яркая и кричащая, а скромная форма. Если интересно, можно продолжить по папахе, бурке, башлыку, сапогам, че(у)вякам и др.

Рейтаръ: Павел Стрелянов/К/ - ОЧЕНЬ интересно, продолжить обязательно!!! Особенно по обуви. Интересуюсь внешним видом ногавиц у казаков. С Уважением.

Павел Стрелянов /К/: Продолжение формы одежды Кавказских казаков. БРЮКИ (шаровары) полагались офицерам темно-синие с красным (голубым у Терцев) кантом, казакам черные, но этого далеко не всегда придерживались; казаки носили часто брюки офицерского образца. В некоторых частях их делали из красного сукна с серебряным кавказским галуном, в других – защитного цвета. Брюки застегиваются или на пуговицах и крючках или завязываются на очкуре (шнурке). ПАПАХА или ШАПКА шьется из бараньего меха всех естественных цветов его, т.е. черного, белого, серого и коричневого. Верх папахи черный, серый или белый. Красный (голубой) верх носился на парадной шапке. Верх повседневной папахи галуном не обшивался, на нем иногда нашивался шнурок крестообразно. Шьется папаха на подкладке из материи или тонкой кожи. По нижнему краю подкладки, несколько отступив от него, иногда продевается уз¬кая тесемка в небольшие разрезы подкладки. При помощи ее размер папахи можно уменьшить и увеличить. Высота папахи была прежде гораздо больше, чем носят ее сейчас (во Второй мировой войне). Никакого распоряжения свыше по этому поводу сделано не было, и перед Великой войной более низкая по высоте папаха получила большое распространение, она была названа по неизвестным причинам «кубанкою», хотя такого образца шапку носили некоторые горцы Северного Кавказа с давних времен. БУРКА защищает казака от непогоды. Она делается из черной валяной шерсти и имеет на плечах шов и подкладку. Длина ее почти до земли и, когда казак на коне, то она прикрывает не только его, но и круп лошади. Если сильный ветер или метель дует в лицо, то бурка поворачивается передом, т.е. разрезом назад, и тогда она лучше защищает казака от непогоды. Завернувшись в нее, казак спит в походе. ПОЛУШУБОК овчинный, но допускался из какого-либо и другого меха. Он одевался под черкеску. БАШЛЫК шился из фабричного или кавказского сукна белого или красного цвета и кругом обшивался шнурком, имея в верхней части сво¬его колпака кисточку. На голову он надевался лишь в непогоду, остальное время должен был быть при вьюке, но многие офицеры и казаки носили его постоянно заброшенным за плечи. Это вызывалось не практическими соображениями, а делалось в угоду красоте. Башлык, заброшенный на плечи, придает казаку живопис¬ный вид. Но при этом надо иметь в виду, что он не должен быть опу¬щенным за спиной низко. Отверстия на нем, через которые продевается шнурок, должны приходиться у самых плеч. Казачье обмундирование шилось или самими казаками и казачками, или специальными мастерами. Для подготовки последних в Кавказских Войсках устраивались специальные военно-ремесленные школы. В ККВ это: Екатеринодарская, Уманская, Славянская, Майкопская и Баталпашинская. Кроме этого, во многих станицах были мастера и из горцев. Знаменитая на весь Кавказ мастерская казака Калаушина находилась в ст. Баталпашинской. В Петербурге славился своей работой бывший вахмистр С.Е.И.В. Конвоя терский казак Ф.Бичерахов – владелец магазина оружия, одежды и снаряжения для чинов Конвоя на Шпалерной улице. Бурки изготовлялись исключительно горцами, особенно славились кабардинские. Одежда, как офицеров, так и казаков, по своему покрою и сорту материала, из которого она шилась, была совершенно одинакова и начальствующие лица отличались только по погонам. Погоны у офицеров были галунные с цветным просветом. У остальных – суконные.

Павел Стрелянов /К/: САПОГИ обыкновенные, но многие предпочитали шить их из более легкой кожи. ЧЕВЯКИ (чувяки по-черноморски) некоторым казакам и большинству молодых офицеров заменяли сапоги. Они шились из козловой кожи (кроме чулка, который был из кожи бараньей). Чевяк состоял из трех частей: чулка, ноговицы и самого чевяка. Иногда ноговица и чевяк соединялись, иногда же чулок совсем выбрасывался и сшитые чевяк и ноговица представляли из себя легкий сапог. Чевяк менее долговечен, чем сапог, но он легче, изящнее, удобен для верховой езды и хождения по горам. Вот как говорит о нем один из кубанских историков: «чевяк мягкий и гибкий, как лапа тигра, ступает неслышно и нет чуткого уха, которое издали могло бы услышать шелест приближающегося горца». Кто хотел иметь чевяк красивый, плотно сидящий на ноге, тот пред¬варительно должен был испытать некоторые мучения. Ввиду того, что он делается из кожи, легко растягивающейся, то шился он намного короче и уже ступни ноги и натягивался на нее предварительно намоченный и обильно внутри намыленный, на босую, также намыленную, ногу. Затем, приблизительно в течение двух-трех суток, он высыхал на ноге, которая горела, как в огне, но зато потом чевяк сидел на ноге, как влитый, и нигде не жал. Когда через несколько дней на нем обозначался след ступни, подшивалась подошва из тонкой кожи. По части кавказской обуви имелись специалисты, известные на весь Кавказ, как, например, мастер Арутюнов из урочища Ханкенды Елисаветпольской губернии, который заглазно, по присланной ему мерке, делал обувь изящную, легкую, прочную и дешевую. И последний элемент формы одежды. За годы своей работы пришлось столкнуться с практически полным его незнанием даже у казаков. НОГОВИЦЫ – попробую объяснить, что это такое на примере сохранившихся в нашей семье ноговиц деда. Общий вид – аналог гетр, только без отворотов в верхней части. Сшиты (у нас) из мягкой замши черного цвета, но были и из тонкой кожи, реже из толстого сукна. Верхи небольшим раструбом, причем передняя его часть выше задней; раструбы на уровне или чуть выше колена. В нижней части ноговиц петля из замши, в которую и просовывается ступня. Ноговицы деда спереди по всей длине, а также внизу и вверху обшиты офицерским галуном. По бокам, внизу, с внешних сторон – небольшие галунные треугольники. Скорее всего, наши ноговицы - офицерские «парадные», обыкновенные были, конечно, попроще.

Рейтаръ: Павел, судя по Вашему описанию ногавицы - это как обувь для экспедиций в Кавказском корпусе сер. XIX века? А нет ли изображения чувяк? И еще хотел бы услышать Ваш комментарий по этой фотографии: На Фостикове и казаках конвоя укороченные черкески и бешметы? С Уважением.

Павел Стрелянов /К/: Рейтару. Вам надо внимательнее прочесть текст выше. Из него следует, что ноговицы - часть, элемент обуви и носили их не только "в середине 19 века". НогОвицы - от слова "нога", но мы же не пишем рукАделие, головАломка... Чтобы прояснить наглядно вопрос о чевяках и ноговицах, попробую прикрепить фото на Великую войну. Сотня деда в Финляндии. Хотя уже 1917 год, папахи у казаков "правильные". Башлык у деда (в центре) прикреплен тоже верно. Лежащий первым хорунжий в ноговицах, как раз замшевых и расшитых офицерским галуном спереди, внизу и с заходами вбок. На правой его ноге раструб ноговицы перетянут в коленке ремешком. Нижние края ноговиц хорошо видны и после оторочки галуном - начинаются собственно ЧЕВЯКИ. Даю увеличение: Надпись к фото: Если получатся здесь мои картинки, в следующем посте продолжу с фото.

Павел Стрелянов /К/: Фрагмент фотографии офицеров 1-го Кавказского полка в Карсе, 1916 г. Нижний ряд, сидят на бурках со скрещенными ногами, все в ноговицах и чевяках, кроме первого справа - он в легких сапогах. У всех ноговицы и чевяки из мягкой кожи, соединенные или сшитые (о чем писал ген. Науменко выше) и только Елисеев (в центре в белой папахе с аксельбантом и шейным орденом Анны 2 ст. с мечами) в ноговицах замшевых. Ног моего деда (за правым плечом Елисеева, также с А2М) не видно: Рейтару. Даю увеличение, дабы рассмотреть чевяки и ноговицы, тем более они из разного материала: Слева, у подъесаула Леурды, ноговицы и чевяки кожаные и на первых ясно виден двойной кант, скорее всего тоже кожаный. У Елисеева на замшевых ноговицах вверху и спереди узкий кант, под коленами раструбы перехвачены ремешками. Внизу, где кончаются ноговицы - белый зазор, и затем уже начинаются чевяки, действительно, "как влитые". Интересно, что и сшиты чевяки похоже из замши или легкой кожи. Фотография ген. Фостикова с конвоем. Здесь вообще другая история. Казаки не в укороченных черкесках и бешметах, они в "бичераховках". Это совершенно новый вид черкески, появившийся на Персидском фронте, с карманами и клапанами вместо газырей и закрытой грудью. Да, чуть коротковаты (смотрю сейчас оригинал), но у Фостикова и казака справа от него колени закрывают. Полы распахнуты - ветер на Лемносе.

Рейтаръ: Все ясно. Спасибо за предоставленные фотографии. Очень наглядно и убедительно. Вспомнил, что есть акварели князя Гагарина, где черкессы как раз в вышеупомянутых предметах обуви: судя по всему, покрой не сильно изменился с XIX века. Павел - а "бичераховки" были широко распространены среди казаков в период Гражданской войны? Или только среди казаков 2-й конной дивизии и казаков конвоя Фостикова? Могли ли они встречаться например, среди казаков 1-й конной дивизии и в Корниловском конном в частности, особеннно в период весны 1919 г.? С Уважением.

Павел Стрелянов /К/: Рейтару. Чтобы "бичераховки" в этот период были широко распространены, не думаю. Но в 1-й Конной (Кубанской) - встречаться могли вполне, т.к. одну бригаду этой дивизии составляли 1-й Запорожский и 1-й Уманский полки, воевавшие в Великую на Персидском фронте. Несмотря на ротацию офицеров, казаки оставались в основном этих полков. В Корниловском конном офицеры большей частью известны, "персов" среди них практически нет, а вот казаки могли быть.



полная версия страницы