Форум » Артиллерiя » "Трактористы" тяжелой артиллерии » Ответить

"Трактористы" тяжелой артиллерии

летнаб: К 1917 г. в тяжелой артиллерии применялась, хотя и весьма ограниченно, тракторная тяга. Есть ли информация, какие именно типы и модификации тракторов поставлялись на Восток и какую форму носили водители? Как в авточастях - кожанки, краги, очки, или этого им не полагалось? Где и как готовили водителей? Ведь в сельском хозяйстве у нас в то время трактора использовались очень мало, т. е. готовых специалистов было взять неоткуда.

Ответов - 7

Stanislaus: летнаб пишет: весьма ограниченно Совсем и не ограниченно! По тем временам тракторЫ использовались в РИА, можно сказать без преувеличения, массово! Вообще первые тракторы - "дорожные паровозы" были использованы в РИА еще в Балканской кампании в 1877/78 году, 12 штук (Фоулер, Клейтон, Авелинг, Мальцов), в 1903 в Курске на манёврах снова два Фоулера апробировали. Первые керосиновые (с ДВС) тракторы появилисъ в крепостях в 1913 году. А с 1914 года началась поставка тракторов в крепостную и полевую артиллерию (там экипировка чинов была обычной артиллерийской, но позже тоже появились шофёрские кожанные куртки), все поставки шли через Военную автомобильную школу в Петрограде. В 1916 был принято решение о формировании тракторных батаей и дивизионов в артиллерийских частях. Только в январе 1917 года было принято решение о формировании трёх отдельных тракторных рот. В мае 1917 года две тракторные роты были сформированы. Однако вскоре, ввиду нехватки материальной части, их расформировали - чины тракторных рот были экипированы также, как и чины автомобильных рот. На 1 октября 1916 года в составе РИА было минимум 408 тракторов (По справке ГУГШ), больше всего американских Мортон 4х4 (214 единиц), имелись американские Холт-Катерпиллер, Могул, Титан, Кейс, Аллис-Чалмерс, Румели, Гарт-Парр, Ломбард, Нокс, Вальтер, Чикаго и экскаваторы Парсон, английские Фоулер (часто они проходят как Виккерс, т.к. заотовка шла через фирму Виккерс), Лейланд, Даймлер, Рустон, Клейтон, Маршал, МкЛарен (с ДВС и паровые), русские КМЗ (Коломенский завод), кое-что из мобилизованной довоенной техники, в том числе и германские Шток, Даймлер... Правда пд термином "трактор" часто подразумевались и "автомобили-тракторы" 4х4, но я давно разобрался в этом вопросе. В Зeмгоре и Земсоюзе тоже работали тракторЫ. Вобще тракторЫ до революции в России были не чудом, в Люберцах под Москвой была даже сбоpка тракторов фирмы Интернационал Харвестер (Могул, Титан), в Одессе собирали Кейсы, завод Мамина выпускал "Русский Трактор", в сельском хозяйстве использовали сотни тракторов, немецких, американских, французских, австрийских и даже шведских. Подробнее и со всей статистикой будет рассказано в нашей будующей книге "Автомобильная академия генерала Секретева", будут и фотки интересные. Пока покажу только фрагмент - как выглядили военные трактористы.

Stanislaus: летнаб пишет: в сельском хозяйстве у нас в то время трактора использовались очень мало, т. е. готовых специалистов было взять неоткуда. Отнюдь! Тракторы были распространен в Российской Империи довольно широко, до 1914 года даже по-более, чем аэропланА Подготовку военных трактористов, как и шофёров вела в основном Военная автомобильная школа в Петрограде, а также автомобильные команды в крепостях, автомобильные линейные роты, Запасная автомобильная рота.

NightFlightAs: Stanislaus пишет: Вообще первые тракторы - "дорожные паровозы" были использованы в РИА еще в Балканской кампании в 1877/78 году, 12 штук (Фоулер, Клейтон, Авелинг, Мальцов), в 1903 в Курске на манёврах снова два Фоулера апробировали. Судя по фотографиям, использовались и позднее... И даже паровые танки! Источники: http://talks.guns.ru/forum_light_message/42/180504.html http://hornsbycrawler.org/index.php/Main/History http://community.livejournal.com/shushtechnik_ru/5927.html (по русски) http://www.allroutes.to/modeltandlombard/2/


Stanislaus: NightFlightAs пишет: Судя по фотографиям, использовались и позднее... Не спорю! Я же написал, что в РИА до 1917 года были "дорожные паровозы" (в основном Фоулер, сейчас их называют Фаулер = Fowler ), Маршал (Marshall) и МакЛарен (McLaren), но их покупали от недостатка тракторов с ДВС, их век уже подходил к концу. А после 1917 РИА уже и не было, значит другая история (в РККА тоже были паровые тракторы, бывший завод Мальцова их до 30-х годов делал). Но эти фотки не в тему! Тут ни одной из России нет! Вот в тему, Fowler, Nordfront 1915/16 :)

летнаб: Stanislaus Спасибо. Ответ исчерпывающий.

Stanislaus: Добавлю, что в документе, составленным в январе 1916 года в Военведе о предметах, подлежащих заказу за границей до 1 января 1917 года числилось 177 гусеничных и 956 колёных тракторов. Неизвестно сколько из них успели прибыть в Россию. Возможно что поставки американских тракторов Ломбард и Холт-Катерпиллер и английских Клейтон и Рустон в 1918/19 для ВСЮР продолжались в счет заказов времен Великой войны. Тема интересная, хотя и изученная мной, но белые пятна еще несомненно естъ. Буду рад, если кто-нибудь имеет что добавить по теме.

Stanislaus: Вот тут 5 страниц тракторов в Российской Империи, военные и гражданские, фотки неплохие, информация о фирмах есть, но тема еле живая: http://www.rcforum.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=2881&start=0



полная версия страницы