Форум » Персоналiи » Крживицкий Александр Александрович » Ответить

Крживицкий Александр Александрович

KGG: Пожалуйста, помогите разобраться с одним «фантомом». Крживицкий Александр Александрович по имеющимся у меня спискам просматривается только в 1909-м и 1910-м годах в чине капитана. В последующих списках я его не нахожу. Уже в советское время о нём написано немало, поскольку он стал довольно заметной фигурой в автотракторной науке. И везде его представляют как бывшего царского полковника. Вот, например: «А. А. Крживицкий - выходец из семьи военных, среднее образование получил в Оренбургском кадетском корпусе, техническое и военное - в военном инженерном училище и военно-инженерной академии. То есть имел серьезную теоретическую подготовку. Большим был и его практический опыт. По окончании академии он работал прорабом в военно-инженерной дистанции в Варшаве; участвовал в боевых действиях во время русско-японской войны; после ее завершения (1910-1913 гг.) строил в Ломже и Брест-Литовске крепости; и 1913 г. был командирован в Германию, Францию и Англию с целью ознакомления с производством автомобилей, дизелей, паровых турбин и прожекторов. Революцию А. А, Крживицкий воспринял как неизбежное событие. И поэтому он, бывший полковник (в других источниках он даже назван начальником Автомобильного отдела ГВТУ), в 1920 г. возглавил автотракторную секцию главного военно-технического комитета Красной Армии, т. е. выполнил, по существу, административные функции. Что его, естественно, не устраивало. Поэтому в 1930 г. он перешел на работу в НАТИ, где под его руководством были испытаны легковые и грузовые автомобили фирмы "Форд", которые должны были стать на производство в строящемся тогда Нижегородском автозаводе. Затем, в 1937-1938 гг., он организует и проводит испытания дизелей М-6 и "КОДЖУ" (Коба Джугашвили), а в 1944-1945 гг. - полугусеничных машин и снегоходов "Бомбардир". Конец цитаты. Но в списках полковников его не могу найти. Предполагаю, что все сведения о его офицерской службе написаны в советское время с его слов и отличны от того что было на самом деле. Пожалуйста, помогите!

Ответов - 14

Днепровец: Может, отличны, а может и нет. Капитан на 1.1.1910 г. в том же году мог получить подполковника. Далее ПМВ. Вполне мог к ноябрю 1917 стать полковником. Либо уйти со службы где-то в 1916-17 гг и при уходе получить полковника. Надо смотреть списки подполковников и полковников того периода.

ДН: Там такая проблема. Есть списки подполковникам на 15 мая 1913 - его нет. Есть списки капитанам инженерных войск на ту же дату - его нет. НО! в список капитанам инженерных войск не входят капитаны корпуса военных инженеров, а он мог быть там. В 1913 в командировке в Европах. Мне попадались случаи, когда для обеспечения секретности (секрета Полишинеля) или по формальным соображениям офицер (якобы) переводился в гражданское ведомство. Такое могло произойти и нашим героем. На август 1916 его в полковниках нет, но это ведь не означает, что он не мог им стать потом. Худо то, что по приведенной биографии он с 1920 по 1930 в ГВТУ РККА и указано, что окончил НИА. В "Списке лиц с высшим военным образованием на службе в РККА" (как-то так он называется, лень заново смотреть), составленном на 1923 год, нет его... Короче говоря, проваливается он между списками. Но кардинальных противоречий, которые опровергают принятую биографию, из приведенных данных я не вижу. Послужник надо смотреть, если он есть на 1917. На 1911 есть.

KGG: Спасибо! В "Списке лиц с высшим военным образованием на службе в РККА" 1923 года, только лица окончившие Академию ГШ. Выпускников других академий там нет. Видимо считалось, что они не получили высшего военного образования. Все доступные мне списки капитанов-полковников за эти годы перешерстил вдоль и поперёк, но, увы. К послужному списку, к сожалению, доступа не имею по причине удалённости.


ШИЮр: Если это вам столь важно пошлите запрос в РГВИА по интернету, они вам ответят письменно в течении 2-х -3-х недель...

Stanislaus: В списке контролёров 1-го испытательного пробега грузовиков Военного ведомства 1911 г. он есть - капитан Брест-Литовского Инженерного управления, военный инженер А.А.Крживицкий. Еще раньше, в 1909 году он в той-же должности, но в чине штабс-капитана участвовал в качестве контролёра в спортивном пробеге ИРАО по матршруту СПб -Киев - Спб.

ДН: Stanislaus пишет: военный инженер Вот потому его и нет в списке капитанам инженерных войск, что он зачислен по корпусу военных инженеров. Можно таким образом сказать, что, если изложенная в топе военная биография верна, то в подполковники он произведен позже 15.05.1913, в полковники - позже 1.08.1916. В целом противоречий с топом нет. А вот со словами Станислава противоречия есть в 1909 году он в той-же должности, но в чине штабс-капитана На 1 января 1909 он в чине капитана

Stanislaus: ДН пишет: На 1 января 1909 он в чине капитана Возможно. Мои сведения базируются на автомобильной прессе тех лет. Автомобильные журналисты, люди как правило сугубо штатские, часто путали воинские звания, титулы. Bобще пресса в то время кишила печатками и косяками, не менее, чем сегодня. Вот он, на занем сидении "Опеля" гонщика С. Сурмеца, 1909. К сожалению крупнее скана нет.

Крживицкий Сергей: http://viupetra2.3dn.ru/publ/krzhivickij_a_a/13-1-0-997 Это родной брат моего деда. Т.е., мой двоюродный дед. Это всё, что я смог узнать. О родном деде и такой информации нет. Только что в звании полковника погиб в марте 1917г. на реке Збруч. Есть фотографии, видимо с фронта, где его похороны.

Ustas73: Если Вашего прадеда звали Николай Александрович то возможно это он: Крживицкий Николай Александрович (1909) в 1909 поручик лейб-гв. Санкт-Петербургск.полка в Варшаве [Общ.сп.офиц. на 1909.

Крживицкий Сергей: Да, спасибо. Я встречал эту информацию. Только это дед. Мне уже 68. Непонятна его должность в л-б гв. СПб полку на момент гибели. Полковник, но не командир. М.б., нач.штаба?

voffka1: В полках особенно гвардии было по несколько полковников, существовал даже такой термин - старший полковник

Ustas73: Крживицкий Сергей пишет: Я бы посоветовал Вам сделать запрос в РГВИА о наличии послужного списка Вашего деда. Вы можете сделать это по эл. почте: rgviarchives@mtu-net.ru Предоставьте им максимально полную информацию о Вашем деде. Мне ответили примерно через месяц. В моем случае вероятность была небольшая (но послужной список таки сохранился!) так как мой прадед был офицером военного времени закончившим школу подготовки прапорщиков в 1916. В Вашем я думаю вероятность значительно больше так как Ваш дед был кадровым офицером РИА. Затем, если послужной список сохранился, надо заказывать архивную справку (РГВИА это делает на платной основе.) Детали можете посмотреть на сайте РГВИА: http://www.rusarchives.ru/federal/rgvia/ Удачи!

Сергей Крживицкий: Спасибо за ссылку.

Gambolt: Прикольно, похоже это мой прадед. Мой дед по отцу был Кривицкий, но в семейном архиве видел какой-то документ его, выписанный на фамилию Крживицкий Константин Александрович. И мать говорила, что дед был Крживицкий. Выясню как и что делается, отправлю запросы в архивы, может чего прояснится.



полная версия страницы