Форум » Персоналiи » 234-й п.Сызранский рез. батальон. Офицеры. » Ответить

234-й п.Сызранский рез. батальон. Офицеры.

Grade7: Один человек обратился ко мне за помощью в атрибуции офицеров полка на общей фотографии, т.к. на ней есть и его родственник. Фото сделано до 1-го Марта 1903-го, т.к. есть фото одного из офицеров, подписанное этой датой. И на фото он подпоручик. На общем фото он ещё прапорщик - Кузнецкий. Итак, общее фото.

Ответов - 79, стр: 1 2 3 4 All

Armarian: Уверяю Вас, в мои 1970-е все было точно также: семейный снимок в фотоателье был событием. Не думаю, что сто лет назад было как-то иначе. Мысль про переезд интересная - но, увы, я так и не нашел данных о фотографе первого снимка ("С. К. Травинъ"), а это могло бы о многом рассказать... Когда Стржелецкий получил Станислава 3-й ст. и мог ли он не надеть его по случаю торжественной фотосъемки? Интересно, запомнили шикарные усищи своего воспитателя выпускники Вольской школы и Сумского корпуса и оставили о нем свои воспоминания? Кстати, "Аттестация от директора Вольской военной школы полковника Яковлева" - по моим данным полковник Яковлев Михаил Васильевич в 1907-08 гг. ротный командир, а не директор школы; я ошибаюсь?

ДН: Аттестация вклеена в список по старшинству - подписано "Директор" - полковник Яковлев. Но иногда ведь бывает "За директора" (в советское время ставили косую черту перед должностью, в старые времена писали: "За...", но тут таких пометок нет. Но нельзя исключить, что это все-таки "За". Подпись Яковлева заверена второй подписью (типа адъютантской"), но это подпись бухгалтера с неразборчивым росчерком. Документ - не только источник знаний, но и источник недоумений. ошибок везде масса. Нельзя ведь сказать, что если мы теперь можем ошибаться, то писарь столетней давности - не ошибался никогда. еще как... У меня есть примеры просто с ног сшибающие :-))) А усами офицера впечатлились как жена Grade7, так и моя. Но с ними мороки, пожалуй, больше, чем с женской укладкой...

Armarian: Самое забавное, что в юбилейном сборнике Сумского кадетского корпуса 1950 г. (Кремера) есть фото 1910 года со всем преподавательским составом, включая и нашего Стржелецкого - но у меня эта книга такого качества, что нельзя не то что усов, но и головы рассмотреть.


Grade7: Согласен с вышесказанным по поводу торжественности случаев фотографирования. Достаточно много проходило фотографий офицеров с семьями через мои руки. И что примечательно - фотографировались всей семьёй, как положено, не смотря на возраст детей, и с грудными и с подростками. И если было пополнение в семье, это также отражалось в очередной фотографии. Поэтому полностью поддерживаю Дмитрия по поводу "кандидата" на фото Стржелецкого.

Grade7: Armarian пишет: Самое забавное, что в юбилейном сборнике Сумского кадетского корпуса 1950 г. (Кремера) есть фото 1910 года со всем преподавательским составом, включая и нашего Стржелецкого - но у меня эта книга такого качества, что нельзя не то что усов, но и головы рассмотреть. Ну хоть одним глазком посмотреть...

ДН: Ну да, книга есть на руниверсе, но качество.... Стржелецкий стоит третьим слева в третьем ряду. Что тут скажешь?... Бородку мог и отпустить, но в общем - принципиальных противоречий во внешности нет. Бывает же так - видно, что явно не тот, а тут так не скажешь - может тот, а может и нет...

Armarian: Grade7: "Ну хоть одним глазком посмотреть..." Ну-ну... Смотрите... А дальше - список изображенных.

Armarian: Кстати, я вчера дополнил материал по Стржелецкому - тут. Дмитрий Константинович, добавьте, что у Вас есть по нему. Его сын, видимо, тоже учился в Сумском КК. Последнее упоминание, какое удалось найти, в воспоминаниях б. кадета Н. Федоровского (1919 год) в том же самом сборнике Кремера (в нем Стржелецкий упоминается, кроме фото и 2 списков, еще два раза). Дальнейшая судьба - ?. У Тинченко Стржелецкого нет, у Волкова - тоже...

ДН: Стржелецкий переведен в Сызранский батальон 1.12.1899 в чине подпоручика Вчера он мне попадался по ордену С3 уже в чине капитана, помнится, что в 1908 году, но что-то сегодня не нахожу. По-видимому, он закончил военно-педагогические курсы, иначе трудно объяснить, как он так быстро в капитаны вышел. Послужного списка в 409 фонде нет, список надо искать в делах ГУВУЗ, а это сложно - он не каталогизирован, но в целом, можно посмотреть, что есть из дел Сумского корпуса. Кстати, автор романа "Порт-Артур" А.Н.Степанов окончил Сумский КК в 1910 и, по-моему, в его архиве есть рукопись какой-то повестушки про кадет, но сам архив в РГАЛИ. Значит, Степанов Стржелецкого видел. По фамилии - в списке 1907 года он записан СтрЕжелецким, это, в общем, не столь важно - писали в те времена, как бог на душу положит. Но я, было, напрягся сначала, заглянув на lists.memo.ru, там обнаружился некий Иван Николаевич Стрежелецкий 1896 г.р. - подумал, а не сын ли, но нет, не подходит ни по возрасту, ни по другим признакам.

ДН: С3 - 6.12.1908

Armarian: Замечательно! Кстати, на всякий случай, проверил - в Войске Польском на 1922 г. его тоже нет.

ДН: А под Тинченко Вы понимаете его толстый том Армии УНР? У него еще есть 4-томник "Книги особого учета органов ПУ Украины". Но у меня из-за последствий ремонта книги все перепутались - вижу 1-й том, вижу 3-й, а где 2-й и 4-й - не нахожу. Если там не смотрели, то я на работе посмотрю.

Armarian: 2-томник "Офицерский корпус армии УНР". "Книг особого учета органов ПУ Украины" у меня, увы, нет; но как я понимаю, информация оттуда есть у Волкова.

ДН: Надо еще Олега Морозова (подполковник) поспрошать - он лифляндцев (а Стржелецкий все-таки лифляндец) знает лучше всех. Может, у него есть сведения о семье Стржелецкого. Ну а если нет - так и ему в копилку то, что удалось тут нарыть... Кстати, мне с моим зрением не разобрать, но вот жетончик, он нам ничего не даст?

Armarian: А мне показалось, что это у него на часах какие-то брелоки, а не жетон.

ДН: Да, пожалуй...

Atomtrz: Дима, Алексей, В книге Тинченко в 4 томе Стржелецкого нет. "Не ищи Джавдета у Сухого ручья, его там нет" (с)

Armarian: "Не ищи Джавдета у Сухого ручья, его там нет" (с) :) Повторюсь: судя по содержанию т. н. "базы Волкова", в нее целиком вошла информация (или, по крайней мере. все персоналии) из 4-томника Тинченко. Похоже, Стржелецкий не служил ни у гетмана (?, хотя мог, когда восстановили СумКК), ни у красных, ни у белых. Кстати, фото преподавателей СумКК в качестве оригинала: и страничка из блокнота преподавателя СумКК Мансветова:

ДН: Ну я не зря говорил, что он мог писаться Стрежелецкий. Это ничего не меняет кроме одного - в базе Волкова есть и Стржелецкий и Стрежелецкий, они оба не те, которые нам нужны, но просто обращаю внимание, что в указателе эти фамилии совсем не рядом. Ну это просто из опыта - иногда приходится намеренно искажать фамилию, додумывать варианты написания, чтобы найти нужного.

ДН: Теперь аргументы ПРОТИВ того, Что это Стржелецкий. В СПС батальона на 20.07.1907 у него указан один сын 3 лет. А сам Стржелецкий - штабс в 1904 года. С погонами поручика он сфотографирован с сыном примерно 3-летнего возраста, что не стыкуется. Было высказано предположение, что с возрастом сына - просто застарелая, давно не менявшаяся запись. Такое действительно случается на типографских материалах, а СПС полков и отдельных батальонов как правило - типографские. Проверить дату рождения сына Стржелецкого полка не по чему - нет выявленного послужного... Но есть у нас Прачек в качестве индикатора По нему в СПС батальона написано, что у него 2 сына: один – 3 лет, другой – 3 месяцев и 2 дочери – 7 и 5 лет. Но есть, если записи в СПС батальона на 20.7.1907 соответствуют действительности, а не устарели, то у Прачека должны быть дочери примерно 1900 г.р., 1902 г.р., сын 1904 г.р. и младенец 1907 г.р. А на Прачека есть послужной, составленный 4.11.1908 и в нем показаны жена и дети: Жена - дочь коллежского советника Софья Николаевна Судоргина Дочери: Ольга (род. 8.7.1900*), Александра (род. 23.4.1902), Николай (род. 1.7.1904) и не показан младшенький - видно, помер во младенчестве *В документе ошибочно - 8.7.1890, но это явная ошибка, послужной заполнен машинописно) Как видим, сведения из СПС 1907 года вполне актуально отражают возраст детей Прачека. Тогда почему бы они должны неправильно показывать возраст сына Стржелецкого? Ну, Стржелецкий с 1905 года в командировке, возможно не подавал сведений для актуализации, но все же вот такое затруднение есть - возраст сынишки не бьет для того, чтобы сфотографироваться с папой-поручиком...



полная версия страницы