Форум » Исторiя » Ж. д. форма на 1917 г. » Ответить

Ж. д. форма на 1917 г.

летнаб: Задавал вопрос на форумах железнодорожников, но ясного ответа не получил. Возможно, помогут специалисты по гражданской форме? Вопрос в следующем. На ряде дорог (Александровская, Екатерининская, Николаевская) в качестве эмблем использовались вензеля соответствующих монархов. Они, в частности, носились на петлицах и фуражках. Как с ними поступили после Февральской революции? Продолжали носить или, как в армии, они были отменены? Известно, что в советские годы вензелей, естественно, уже не было, хотя сами дороги сохраняли названия на протяжении нескольких лет.

Ответов - 13

Китаец: Почти все дороги, за мельчайшим исключением, имели эмблемы с монархической символикой, прежде всего - коронами. После революции их, разумеется, сняли. Далее носили, как правило, эмблему инженеров и техников путей сообщения - якорь и топор. Телеграфисты продолжали носить молнии, машинисты - паровозы. Фотографий с якорем и топором (с 1917-го по 1932-й) - море. А вот машинист с паровозом, вероятно уже послереволюционный:

летнаб: Спасибо за фото. Китаец пишет: Почти все дороги, за мельчайшим исключением, имели эмблемы с монархической символикой, прежде всего - коронами Вы имеете в виду герб МПС (орел с коронами и соответствующей арматурой)? Вензеля-то как раз были в виде исключения. И все-таки хотелось бы номер приказа о снятии вензелей...

Китаец: летнаб пишет: Вы имеете в виду герб МПС (орел с коронами и соответствующей арматурой)? Нет, орёл с арматурой полагался классным чиновникам, не являвшимся инженерами. Инженеры и мастеровые носили только арматуру. Именно этот варант, как лишённый какой либо символики, кроме ведомственной, стали носить после Революции повсеместно. летнаб пишет: Вензеля-то как раз были в виде исключения. Вензеляей, собственно, почти не было. Зато на фуражечных знаках почти всех дорог имелись короны. Вот типичный вариант. Оборот подписан 22/V-19 г. У двоих эмблемы с арматурой, но у одного она закреплена на не форменной фуражке, у другого - на форменной, но эмблема малая, с воротника.


Китаец: Ещё несколько фактов, имеющих косвенное отношение к теме (интерес есть?): 30/XII-15г. вышло "Положение о ношении погон на время боевых действий служащими ведомства путей сообщения на территориях других стран, занятых русскими войсками в ходе военных действий". В мае 1916г. действие "Положения..." распространено на всех служащих ж.д. на Т.В.Д. 20/XI-16г. последовал всеподданнейший доклад министра путей сообщения с просьбой распространить действие "Положения..." на всю территорию страны, на что и было дано согласие Е.В. Надо думать, что в 1917г. от "Положения..." отказались, но не ясно, были ли документы, или это было сделано явочным порядком? 16/VIII-18г. (или около того?) на ж.д. Р.С.Ф.С.Р. произошла ликвидация различных ж.д. форм с утверждением единой формы железнодорожника.

летнаб: Спасибо. Ценная информация. Теперь бы еще найти текст "Положения"...

Китаец: летнаб пишет: Теперь бы еще найти текст "Положения"... Там, где я вычитал про "Положение..." ссылка на РГИА, ф.229, оп.4, д.414, л.173.

sempler: "Положение" введено Приказом Верховного Главнокомандующего № 75 от 03.02.1915 г. Там есть и его текст.

Китаец: sempler пишет: "Положение" введено Приказом Верховного Главнокомандующего № 75 от 03.02.1915 г. Там есть и его текст. Прочесть где можно, ближе архива?

sempler: Есть в РНБ. Есть скан, но большого объема. 42 метра.

Китаец: sempler пишет: Есть скан, но большого объема. 42 метра. На мыло отослать согласитесь?

ksologub: По поводу Приказа Верховного Главнокомандующего № 75 от 03.02.1915 г. - http://vedomstva-uniforma.ru/mundir1/mps1914/index.html

sempler: Китаец пишет: На мыло отослать согласитесь? Кирилл вам ответил. Он является правообладателем сканированного варианта.

Китаец: sempler, усёк, благодарю.



полная версия страницы