Форум » Исторiя » Присяга Знамени » Ответить

Присяга Знамени

oren.kazak: При вручении Знамени воинской части РИА существовал особый ритуал,включающий в себя прибивку знамени,освящение его по Чину из Воинского Требника и Присягу Знамени.В мемуарной литературе ритуал Присяги Знамени описан очень неконкретно:командир даёт команду :На молитву...! Поднять руку вверх для присяги!" и - приводит всю часть к присяге Знамени. В чём конкретно заключался ритуал присяги?Читался текст Воинской Присяги или был какой-то особый вариант?

Ответов - 13

oren.kazak: Вот описание этой церемонии из Положения 1860 года,чины полка вполголоса повторяют обычную Воинскую Присягу?

офицер: С частями в которых была основная часть православных в общем то понятно, а вот было ли освещение штандарта в частях где основной состав н.ч. составляли мусульмане? К примеру Крымский дивизион. Вместо православного священника дивизион имел магометанского (мусульманского). Я предполагаю, что освещался штандарт все таки православным порядком, но подтверждающую информацию так и не нашел.

подполковник: oren.kazak пишет: При вручении Знамени воинской части РИА существовал особый ритуал,включающий в себя прибивку знамени,освящение его по Чину из Воинского Требника и Присягу Знамени. Вся церемония вручения новых знамён была введена ещё Императором Павлом Петровичем, и просуществовала прктически до начала XX-го века. Из моей статьи "РУССКИЙ ГАРНИЗОН ГОРОДА ДИНАБУРГА В 1772–1800 ГОДАХ" (журнал "BALTFORT" № !0, 2010 г.): 12 августа 1799 года Государь Император пожаловал полку 5 новых знамён (по числу мушкетёрских рот, флигель-роте знамя не полагалось) образца 1797 года. Теперь статус знамён был изменён – они перестали быть простыми амуничными вещами и должны были состоять в полку до полного износа. Белое полковое знамя имело белый крест с углами розовыми и зелёными пополам. Остальные 4 знамени имели зелёный с розовым крест с наложенным белым крестом и белыми углами. Древки знамён – палевые. Для изготовления знамён использовался гродетур (плотная шёлковая ткань) белого, зелёного и розового цветов. При получении новых знамён на квартире генерал-майора Фомина прошла церемония их прибивки к древкам. В этой торжественной церемонии принимали участие все офицеры, а также по 1 фельдфебелю, 1 подпрапорщику, 1 унтер-офицеру и по 10 рядовых от каждой роты. На следующий день весь полк был построен для освящения знамён. Полковой аудитор Напалков прочитал пункты из устава. Прозвучала команда «На молитву!», и священник произнёс слова присяги о верности гарнизона новым знамёнам, согласно которой предписывалось «как в офицерах, так в унтер-офицерах и солдатах возобновлять почтение и привязанность, которую иметь должны к знамёнам, присягая оным».


oren.kazak: То есть присяга всё-таки была специальная .Где бы найти её полный текст....Современные священники ,интересно,изучают что-либо подобное в своих Семинариях,может к ним обратиться?

VN1980: Я бы всё-таки усомнился, что была какая-то особая присяга именно знамёнам. В указе 30 апреля 1797 г. сказано: "всех воинских чинов, определяющихся на службу или удостоенных повышения по оной, какого бы чина и звания ни были, приводить к присяге всякий раз не иначе, как под знамёнами, наблюдая при том, чтоб приводимый к присяге, имея распрстёртую вверх руку, другою держался бы за знамя". Иными словами, присяга всегда приносилась при знамёнах, то есть не было "просто присяги" и "присяги знамёнам", это одно и то же, по-моему.

oren.kazak: Вот и хотелось бы разобраться.Вполне возможно,что текст был один,но во всех источниках именно этот случай называется присягой Знамени,с этого момента воинская часть "возобновляла почтение и привязанность" именно к этой Хоругви. "Священник произнёс слова присяги о верности гарнизона новым знамёнам, согласно которой предписывалось «как в офицерах, так в унтер-офицерах и солдатах возобновлять почтение и привязанность, которую иметь должны к знамёнам, присягая оным".-таких формулировок в Воинской Присяге нет. Читал,что указ о приведении к присяге при производстве в новый чин соблюдался до 1917.Так ли это?При производстве в офицеры в училищах,по идее ,присяга должна бы была повторятся выпускниками,но не встречал подобного описания.

oren.kazak: Воинский устав О полевой пехотной службе. 1796, Ноября 29. Глава XV. - Об освящении новых знамен, и об отдаче старых. …................. 3. Как скоро круг сделан будет, полковой Командир командует на караул, а Аудитор читает принадлежащие до знамен пункты из Устава. Потом командует на молитву, а Священник отправляет чин, прибавляя присягу, особо на то сочиненную, о верности солдат к знаменам. .......................

VN1980: Значит всё же была особая присяга. Можно, наверное, спросить у нынешних священников. Чин освящения знамён и сейчас существует (недавно патриарх освящал знамёна), он, скорее всего, в целом тот же.

VN1980: Вот здесь есть чин освящения знамени: click here

oren.kazak: Если сегодня освящают какие-либо Знамёна,то что касается действий священика,я не сомневаюсь,что он и сейчас выполняет тот же чин ,что и в 18 и 19 веке.Но с момента передачи Знамени командиру идёт уже не церковный ,а воинский ритуал,а эти ритуалы увы,давно уже не те,ничего подобного сейчас в Уставах не прописано,а значит и не выполняется.

oren.kazak: Насколько я понимаю в церковно-славянском,чин освящения заканчивается передачей освящённого Знамени командиру и далее следует уже ритуал воинский,присяга,в которой священник только принимает участие,читая её перед полком.В текстах Чина её нет.

Александр: На сайте РГБ есть такая книжка "Присяга под знаменем": http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003547000/rsl01003547735/rsl01003547735.pdf#page3

oren.kazak: Хорошая книжка,но не то....



полная версия страницы