Форум » Исторiя » Списки госпиталей » Ответить

Списки госпиталей

летнаб: Существуют ли печатные списки госпиталей, лазаретов, эвакуационных пунктов Военного ведомства с указанием их номера, наименования, местоположения (адреса) и т. п.? Приходилось пользоваться аналогичным изданием Земского союза, но там сведения, естественно, только по его учреждениям. Создается впечатление, что военные эту информацию секретели и в печать она не поступала. Или все-таки были подобные издания, хотя бы под грифом? Может кому попадалось что-то подобное?

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

bva: Уважаемые господа! Кроме госпиталей Военного Ведомства и Земского союза еще были частные госпитали и лазареты, например, были госпитали, учрежденные за счет собственных средств многих членов Императорской фамилии, дворянских семей и ассоциаций, купеческих союзов и т.п. А как быть с этими ? Ведь если собирать, хоть и по крупицам, то - всех ! С уважением, БВА

летнаб: Karkotko Большое спасибо. Очень ценная информация! А по Молодечно и Полочанам ничего нет? Небольшое уточнение: Минский военный госпиталь в 1916-1917 г. находился в Смоленске, куда был эвакуирован, как и штаб Минского ВО.

летнаб: bva пишет: Ведь если собирать, хоть и по крупицам, то - всех ! Данные по госпиталям и лазаретам перечисленных Вами категорий (как они официально назывались, "общественных организаций и частных лиц") в полном объеме есть по Москве и Петрограду, т. к. ежегодно и даже чаще публиковались списки лечебных учреждений этих городов. А вот что касается других мест, то с этим гораздо сложнее. Например, в опубликованные списки Земсоюза попали только те немногие, которые состояли в нем на учете или были на него "завязаны" в хозяйственном отношении. Предполагаю, что списки своих госпиталей и лазаретов могли издавать, кроме ВЗС и ВСГ, также другие организации. Но в наших библиотеках вряд ли они есть. Вот Вам пример: на форзаце Списка ВЗС, издания уникального, в известной российской библиотеке карандашом сделана запись такого примерно содержания, что всего было 40 экземпляров, из которых большинство утилизировали как макулатуру. Так что если подобные книги и остались, то, может, где-нибудь... в Финляндии.


Теплов: Списки госпиталей и лазаретов приводятся в памятных книжках и адрес-календарях губений, а так же в путеводителях на 1916-1917гг. Например, в путеводителе по Ярославлю на 1917г перечислены следующие госпитали и лазареты: Городские: Приваловский, Монастырский, Егоровский, Кашинский, Казанский, Пастуховский, Александровский, Вознесенский, Духовный, Вахромеевский, Коммерческий, Соединенный; Земские: при губернской земской больнице, при лечебнице бар. Энгельгардта, при Демидовском лицее, при Большой Мануфактуре, при Крестьянском банке, при винном складе, при Мариинской женской гимназии; Красного Креста - епархиальное училище на Волге; Дворянский: при Романовском приюте на средства ярославского дворянства; Епархиальный лазарет - Большая московская дом Градусова, содержится на средства духовенства; Сводный эвакуационный госпиталь военного ведомства.

летнаб: Karkotko По моим сведениям, к концу октября 1916 г. в г. Полоцк находились: 1) 39-й, 2) 41-й, 3) 49-й полевые запасные госпитали, 4) 4-й госпиталь общины Св. Георгия РОКК, 5) "Госпиталь Петрогадской ДЛК", 6) Новгородский этапный лазарет, 7) лазарет при Полоцкой железнодорожной больнице. В 1914-15 годах там был также 5-й госпиталь Георгиевской общины, однако осенью 1915 г. он был эвакуирован в Москву и назад не вернулся. Итого, 7-8 единиц. А между тем, в литературе по истории Полоцка упоминается, что их было более 10. Не могли бы Вы дополнить этот список?

летнаб: Теплов пишет: Списки госпиталей и лазаретов приводятся в памятных книжках и адрес-календарях губений Беда в том, что найти подобные издания за период 1916-17 гг. бывает очень сложно, не по всем губерниям они выходили, и не во всех памятных книжках и адрес-календарях есть эта информация. Например, мне лично в поиске сведений по Смоленской и Минской губерниям подобные издания не помогли. Возможно, в губерниях, непосредственно не затронутых войной, они печатались регулярнее и были полнее... Хотя, помнится, в Орловских и Курских адрес-календарях такой информации также нет. Теплов пишет: при Демидовском лице Остается надеяться, что к тому моменту, когда в 1918 г. большевистская артиллерия под командой "пленных" немцев громила лицей, госпиталя там уже не было. В октябре 17 г. в Москве она по госпиталям поработала хорошо.

Karkotko: По Полоцку, Молодечно, Полочанам пока у меня нечего нет.

bva: В Киевском путеводителе за 1917 госпиталей тоже нет. Вот, что дает Росархив: 14.1 Военные госпитали 14. 1. 1. Ахалцыхский военный госпиталь. Ф. 15141. 1851-1876 гг. 5 ед.хр. 14. 1. 2. Белостокский военный госпиталь, г.Владимир Московского военного округа. Ф. 580. 1915-1918 гг. 11 ед.хр. 14. 1. 3. Березовский военный госпиталь. Ф. 15889. 1915-1916 гг. 7 ед.хр. 14. 1. 4. Брест-Литовский военный госпиталь. Ф. 16016. 1879-1914 гг. 7 ед.хр. 14. 1. 5. Брянский военный госпиталь. Ф. 14511. 1910-1914 гг. 16 ед.хр. 14. 1. 6. Варшавско-Уяздовский военный госпиталь,. Ф. 582. 1913-1917 гг. 21 ед.хр. 14. 1. 7. Виленский военный госпиталь. Ф. 621. 1912-1918 гг. 49 ед.хр. 14. 1. 8. Гельсингфорский военный госпиталь. Ф. 16134. 1855-1918 гг. 258 ед.хр. 14. 1. 9. Гродненский военный госпиталь. Ф. 618. 1895-1917 гг. 81 ед.хр. 14. 1. 10. Двинский военный госпиталь. Ф. 641. 1911-1917 гг. 153 ед.хр. 14. 1. 11. Житомирский военный госпиталь. Ф. 9213. 1857-1917 гг. 9 ед.хр. 14. 1. 12. Казанский военный госпиталь. Ф. 1663. 1912-1917 гг. 21 ед.хр. 14. 1. 13. Карский военный госпиталь. Ф. 15820. 1881-1916 гг. 9 ед.хр. 14. 1. 14. Киевский военный госпиталь. Ф. 685. 1902-1917 гг. 15 ед.хр. 14. 1. 15. Киевский местный военный госпиталь. Ф. 11392. 1908 г. 1 ед.хр. 14. 1. 16. Клинический военный госпиталь. Ф. 939. 1716-1916 гг. 560 ед.хр. 14. 1. 17. Клиника душевных и нервных болезней при Клиническом военном госпитале. Ф. 918. 1899-1926 гг. 96 ед.хр. 14. 1. 18. Красноводский военный гоcпиталь. Ф. 10045. 1882 г. 2 ед.хр. 14. 1. 19. Кутаисский военный госпиталь. Ф. 15826. 1857-1918 гг. 13 ед.хр. 14. 1. 20. Михайловская клиническая больница баронета Виллие в Петербурге. Ф. 355. 1873-1918 гг. 461 ед.хр. 14. 1. 21. Московский генеральный военный госпиталь. Ф. 1714. 1877-1918 гг. 107 ед.хр. 14. 1. 22. Московский психиатрический госпиталь. Ф. 13750. 1918 г. 1 ед.хр. 14. 1. 23. Новгородский военный госпиталь. Ф. 16345. 1900-1918 гг. 139 ед.хр. 14. 1. 24. Одесский военный госпиталь. Ф. 1054. 1884-1916 гг. 4 ед.хр. 14. 1. 25. Омский военный госпиталь. Ф. 1464. 1906-1917 гг. 13 ед.хр. 14. 1. 26. Петроградский Николаевский военный госпиталь. Ф. 16117. 1847-1918 гг. 1000 ед.хр. 14. 1. 27. Рижский военный госпиталь. Ф. 622. 1832-1918 гг. 160 ед.хр. 14. 1. 28. Семеновский- Александровский военный госпиталь. Ф. 16166. 1870-1918 гг. 805 ед.хр. 14. 1. 29. Ташкентский военный госпиталь. Ф. 914. 1913-1916 гг. 4 ед.хр. 14. 1. 30. Холмский военный госпиталь. Ф. 11628. 1910-1918 гг. 60 ед.хр. И я полагаю, что это то, что осталось от госпиталей Военного ведомства. А кто знает, по какому ведомству проходили "шефские" госпиталя членов Императорской семьи? "К 1915 году Киев стал наиболее крупным госпитальным центром не только Юго-Западного фронта, но и всей империи. Российский Красный Крест, который возглавляла Вдовствующая Императрица, здесь проводил наиболее активную работу. В городе разместились 103 лечебных заведения, которым оказывала всяческую помощь Мария Федоровна" - из воспоминаний о деятельности Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в Киеве (1915-1917гг.) И как раздобыть по всем 103-м информацию ?

летнаб: bva пишет: Вот, что дает Росархив: Да, это госпиталя военного ведомства мирного времени. По ним как раз меньше всего вопросов, т. к. их названия говорят сами за себя, а здания до сих используются по тому же назначению, а если нет, то они все равно известны по многочисленным упоминаниям в адресных книгах, открыткам и фотографиям. Конечно, ряд военных госпиталей был эвакуирован в годы войны из городов, занятых противником или находившихся в угрожаемом положении (Гродно, Варшава, Двинск, Минск и др.), и вот их судьбу проследить сложнее. Но больше всего вопросов не по ним, а по госпиталям военного времени, потому что в отличие от предыдущих у них не было наименований по городам, а лишь условные номера, а число их было очень велико, по меньшей мере несколько сотен. Тоже касается головных и тыловых эвакуационных пунктов (распределительные и окружные именовались по городам). В РГВИА много фондов госпиталей, но нигде в каталогах не упоминается их местоположение, а поочередно просматривать фонды - жизни не хватит (дела из пресловутого 4-го хранилища выдаются в среднем не ранее, чем через две недели после заказа, более 5 сразу не выдают, а их еще надо когда-то просматривать, то есть если ты пока еще не Чарли-безработный, то это абсолютно нереально). Все попытки узнать, где могут быть сводные списки с указанием номеров и пунктов расположения, ни к чему не привели... По Киевским госпиталям, к сожалению, у меня никаких данных нет. Возможно, печатались сметы расходов на содержание госпиталей, где они могут быть перечислены. Правда, в известных мне сметах ВЗС и ВСГ так подробно это не раскрывается.

Лекарь: Большое спасибо за такую значительную информацию о госпиталях

Atomtrz: Я вообще запутался с лазаретами и госпиталями.. Знаю только Варшавский военный №2 и частный офицерский лазарет баронессы Бильдеринг в Питере.. и то по упоминанию в справках о ранениях. Наверное более полную картину о количестве лечебных учереждений можно собрать из 77 выпусков "Списка раненых и больных офицеров и нижних чинов 1914-1917".. дословно не помню название. Еще знаю, что был госпиталь в Новоград-Волынске (Волынская губ.), только не знаю тип земской или какой. Здание так и осталось госпиталем, а после 1945 года - больницей.

Елена01: Karkotko, можете вы посмотреть информацию по госпиталям, дислоцировавшимся в Поставском районе, в конце 1915-начале 1916 года? Была бы очень благодарна!

Karkotko: Елена по Поставскому району на всех погибших что у меня есть нет данных об их смерти в Госпиталях. И известных имен погибших по этому району у меня не очень много (чуть более 50 чел).

Елена01: Karkotko, спасибо за ответ! Благодаря этой информации, я поняла, что неправильно искала. Оказывается, Поставы не были центром уезда во время ПМВ! Это был Дисненский уезд Вилейской губернии. Пожалуйста, посмотрите данные по Дисненскому уезду. Если можно.

Karkotko: Елена Вы меня неправильно поняли у меня списки погибших и то далеко неполные, госпиталей списков у меня нет. Данные на погибших иногда содержат сведения о госпиталях в которых умерли от ран и болезней. Списки госпиталей хранятся в РГВИА но выписки из них у меня нет. Если Вас интересует конкретная воинская часть то можно посмотреть дислоцировалась она в Поставском районе или нет 1915-1917 гг.

Елена01: Karkotko, я, к сожалению, не знаю номера части. Прадед там служил, после войны вернулся домой. Потом туда, в Поставы несколько раз пытался письма писать, а в 39-м году даже поехать рвался (до 39-го года там была Польша). Но так никуда и не поехал, а в войну в 45-м году умер. Ну и эта история осталась в семейных пересказах в той версии, что у него там, видимо, зазноба появилась, пока госпиталь там несколько месяцев стоял... Ну и сейчас, поскольку интернет сделал возможным поиск разной информации, я решилась всколыхнуть ту старую историю. Думаю - может быть, съездить туда, где прадед воевал. А по Поставскому району про погибших в списках, которые у Вас есть, не написано, в каком населенном пункте они умерли? Там при госпитале точно было кладбище. Ведь, скорее всего, оно к какому-то населенному пункту относилось...

Karkotko: Елена. Дело в том что при каждой дивизии были лазареты и они совпадали по номерам (например 1-й лазарет 20 дивизии). Стояли они около передовой зачастую в деревнях, и там раненые умирали от ран и болезней. При этих лазаретах были дивизионные и полковые кладбища. В городах в при фронтовой зоне находились лазареты, госпиталя, питательные пункты и другие мед. заведения. Через Поставы прошли многие воинские части, одна Нарочская операция чего стоит. Поэтому без дополнительных сведений вы мало, что то узнаете.

Елена01: Karkotko, поняла Вас. Номера дивизии не знаю, к сожалению. Знаю только, что в самом конце 15-го года (в декабре, видимо) госпиталь там (под Поставами) стоял. Значит, не все секреты прошлого можно раскопать. Вам спасибо за разъяснения!

vahmistr: Господа, у кого есть материалы об этом отряде. Интересует момент, когда он в составе 11-й армии был в Галиции. Базировался в районе Тернополя.

vogul: Есть информация, что в 1914 году был открыт военный госпиталь в поселении Кушвинский завод Верхотурского уезда Пермской губернии. Он разместился в новом, только что построенном здании женской гимназии. С тех пор это здание так и осталось за медициной. В 1918 г там лежали раненые красноармейцы, в начале 1919 - колчаковцы. К сожалению, ни номера, ни принадлежности госпиталя не сохранилось.



полная версия страницы