Форум » Исторiя » Радиоперехват в годы ПМВ 1914-18 годов » Ответить

Радиоперехват в годы ПМВ 1914-18 годов

ratybor: Здравствуйте друзья, не могли бы вы подсказать как осуществлялся радиоперехват в царской армии в годы Первой мировой войны? (станции, телефоны, др. средства связи, шифры). Известно, что с помощью перехваченных радиограмм немцы выяснили расположение корпусов армии Самсонова. Большое спасибо.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Ольгин гусар 2: Из истории русской радиоразведки Вечером 13 сентября 1916 года на передовой аэродром Балтийского флота у мыса Церель на острове Эзель пришла сводка из штаба воздушного дивизиона. Командир отряда лейтенант Туржанский стал читать ее офицерам: - Сегодня в 23.00 из Данцига вылетает "Цеппелин". В 1.30 "Цеппелин" будет над Килькондом. Цель полета - бомбометание по нашей авиационной базе. Приготовиться к налету противника. Создать ложный аэродром. Подписал: начальник службы связи Балтморя адмирал Непенин. - Откуда он знает такие подробности? - воскликнул мичман Берг. - Уж не заседал ли он сам в германском штабе? - И обратите внимание, господа: Непенин ни разу не морочил нам головы! - Поживем - увидим!.. Через два дня на Церель прилетел начальник воздушного дивизиона старший лейтенант Литвинов и рассказал, что было на Кильконде: "Ложный аэродром мы соорудили из брезента, фанеры и фонарей "летучая мышь". Сидим, ждем. Ровно за десять минут до указанного срока с маяка Фильзанд звонит смотритель: слышит нарастающий шум работающих моторов. Еще минут через пять: слышит шум прямо над собой. К нашему счастью, восточная часть аэродрома, где находятся наиболее ценные сооружения, затянулась плотным низовым туманом, поэтому, выйдя на маяк, "Цеппелин" несколько уклонился к югу, как раз в сторону ложного аэродрома. И вскоре там загрохотали разрывы. Обман удался. Отбомбившись, "Цеппелин" повернул на запад, и только мы его и видели..." - Но ведь была сводка на другой день, что Кильконду причинен значительный материальный ущерб, что были жертвы среди людей... - Я же сказал - налет был! И, видно, Непенин хотел, что бы германских летчиков за это наградили. Все тайное рано или поздно становится явным. Адмирала Непенина о предстоящем налете "Цеппелина" известила радиоразведка. Впервые в мире идею радиотехнической разведки сформулировал адмирал С. О. Макаров во время русско-японской войны, в приказе от 19 марта 1904 года: "Беспроволочный телеграф обнаруживает присутствие, а потому теперь же поставить телеграфирование это под контроль и не допускать никаких отправительных депеш или отдельных знаков без разрешения командира, а в эскадре флагмана... Приемная часть телеграфа должна быть все время замкнута так, чтобы можно было следить за депешами, и если будет чувствоваться неприятельская депеша, то тотчас же доложить командиру и определить, по возможности, заслоняя приемный провод, приблизительное направление на неприятеля и доложить об этом. Неприятельские телеграммы следует все записывать, и затем командир должен принять все меры, чтобы распознать вызов старшего, ответный знак, а если можно, то и смысл депеш". Перед первой мировой войной на кораблях Балтийского флота стояли отечественные "Станции типа учебно-минного отряда". Разработал их старший лейтенант И. И. Ренгартен в 1910 году. По характеристикам они значительно превосходили зарубежные образцы. Уровень подготовки радистов на кораблях русского Балтийского флота также был высоким. В радиоразведке они тренировались еще перед войной и выходили на связь друг с другом в условиях сильных помех "противника", создаваемых передатчиками кораблей. В первые же месяцы войны были оборудованы радиопеленгаторные станции при наблюдательных постах в Гангэ и Кильконде, затем, зимой 1914/15 года, на Цереле, в Виндаве, Люзерорте и Либаве. Кроме того, систематическое наблюдение за радиопереговорами немцев было возложено на все корабли, имеющие достаточно чувствительные приемники. С ноября 1914 года радиосводки из сведений, полученных радиоперехватом, составлялись каждый день, с указанием, какие события вполне достоверны, а какие условно. Большое значение имел также захват германских сводов сигналов и таблиц для шифрования. Дело было так. 25 августа 1914 года отряд из двух новейших немецких легких крейсеров "Аугсбург" и "Магдебург" и нескольких кораблей поменьше сосредоточился в пятнадцати милях к западу от южной оконечности острова Готланд, намереваясь прорваться в Финский залив и напасть на русский корабельный дозор. Выполнить задачу немцам мешало их собственное минное заграждение, выставленное минзагом "Дейчланд". Темнота и опустившийся туман еще больше усложнили обстановку. В результате "Магдебург" оторвался от "Аугсбурга", на котором шел командир отряда. В 1 час 30 минут ночи 26 августа с русского наблюдательного поста на острове Оденсхольм донесли по телефону, что около маяка село на мель какое-то судно, там слышны немецкая речь и шум работающих машин. Минут через сорок пост донес, что его команда вступила в ружейную перестрелку с неприятелем. К Оденсхольму сразу же были направлены русские миноносцы, а крейсеры "Богатырь" и "Паллада" приготовились выйти в море, как только позволит туман. На камни с пятнадцатиузлового хода сел "Магдебург". Его попытки самостоятельно сняться с мели успеха не имели. Не смог стащить крейсер с мели и подошедший номерной миноносец. Второе днище "Магдебурга" было пропорото, корабль прочно сидел на камнях. Получив доклад радиста, что русские проявляют в эфире большую активность, командир крейсера приказал: личному составу перейти на миноносец, корабль подорвать. В 9 часов 10 минут, когда в поредевшем тумане показались русские корабли, на "Магдебурге" раздался взрыв. Переднюю часть крейсера оторвало до второй трубы. "Богатырь" и "Паллада" открыли огонь. Миноносец поспешно ушел, бросив на произвол судьбы оставшихся на крейсере. Были захвачены командир "Магдебурга", два офицера и многие матросы. Адмирал Непенин, узнав, что команда крейсера что-то выбрасывала за борт, велел немедленно вызвать водолазов и поднять со дна все, что удастся. Крейсер "Магдебург" после подрыва. (Для увеличения кликните по картинке) В каюте командира "Магдебурга", в других уцелевших помещениях корабля и на дне были найдены документы, позволившие овладеть шифрами противника и, главное, методикой их составления. И как бы потом ни менялись ключи и сами шифры, русская морская разведка свободно читала все вражеские радиограммы. Вот почему адмирал Непенин знал немецкие планы во всех их деталях. До конца войны немцы так и не проникли в секрет этой осведомленности, объясняли ее тем, что у русских - просто широкая сеть пеленгаторных станций. И отчасти были правы: опытные русские радисты - "слухачи" - могли по характеру работы, быстроте передачи, мощности передатчика и другим признакам определять, какой корабль вышел в эфир и его координаты. Но совершенная радиосвязь была тогда у русских лишь на флоте. В сухопутных войсках дело обстояло намного хуже. Немцы перехватывали радиограммы русских, и отчасти этим объясняется неудача Восточно-Прусской операции 1914 года. Любопытно, что случай, очень похожий на то, что произошло с "Магдебургом", был, и тоже на Балтике, во время Великой Отечественной войны. 30 июля 1944 года малый охотник МО-105 потопил гитлеровскую подводную лодку У-250. И, не ожидая ничего особенного, просто на всякий случай, водолазы во главе с капитаном 3-го ранга И. В. Прохаатиловым попытались проникнуть в потопленную лодку, найти в ней секретные документы. Благо лежала она на глубине всего около тридцати метров. Не тут-то было! Каждый раз, когда какое-либо судно оказывалось в районе потопления У-250, береговые батареи гитлеровцев открывали огонь. Дважды немецкие торпедные катера пытались прорваться к этому месту, но их отбивали советские катерники. Стало известно, что фашисты намереваются сбросить на лодку глубинные бомбы, поставить вокруг нее мины заграждения. Естественно, советское командование пришло к выводу: на подводной лодке есть нечто такое, что враг пытается уничтожить. Несмотря на трудные условия, водолазы сумели поднять важные судовые документы. Между прочим, нашли фотографию командира У-250, почему-то в летной форме. Оказалось, что раньше капитан-лейтенант Вернер Шмидт служил в авиации, принимал участие в бомбежках Лондона, Белграда и Москвы. На флот перешел потому, что морякам платили больше. Спасся Вернер Шмидт с лодки подлым способом: перепустил воздух высокого давления в рубку и вместе с несколькими членами экипажа выбросился на поверхность, оставив остальных погибать. Всплывших подобрал катер МО-105. Увидев поднятые документы, бывший командир У-250 заявил, что саму лодку поднимать нельзя, что она при этом взорвется. И все-таки водолазы продолжали работу. Лодку подняли, привели в Кронштадт, поставили в док, а Вернер Шмидт продолжал твердить, что она взорвется, едва ее сдвинут... Действительно, лодка У-250 была одной из новейших в гитлеровском флоте, и сюрпризов от нее следовало ожидать. Но обошлось... Собственными руками Вернер Шмидт отдраил люки, горловины, открыл торпедные аппараты. Были найдены секретные шифры, коды, инструкции, шифровальная машинка "Энигма" ("Загадка"), а кроме того, две новейшие самонаводящиеся торпеды Т-5. Секрет их был раскрыт, и это сыграло большую роль в дальнейшем.

Варяг1: В одном из мемуаров встречал, как кавалерийский разъезд случайно наткнулся на избушку с немецкими телефонистами. Перебив оных, разведчики в течении некоторого времени производили телефонный перехват сообщений, выяснив важную информацию о местонахождении скрытой вражеской батареи... позже отступили к своим...

Sonnenmensch: ratybor Насчёт радиоперехватов во время Восточно-Прусской операции - на самом деле передача сообщений открытым текстом, без шифрования, осуществлялась обеими сторонами - как РИА, так и германской армией. Об этом писал ещё А.М. Зайончковский. По сабжу - отправил на Ваш мейл обзорную, но всё же, имхо, небезынтересную статью: Кириллов А.В., Журавель В.П. Радиоэлектронное противоборство влияло на ход Первой мировой войны // Военно-исторический журнал. 2004. №8. Наилучшие пожелания,


ratybor: Большое спасибо всем откликнувшимся и особенно Юрию за статью.

ratybor: Юрий, а статья, к сожалению не дошла Не могли бы Вы проверить? С уважением.

ratybor: Здравствуйте. Просветите пожалуйста, какие радиостанции были на вооружении Русской армии в 1914-18 годах. Я знаю, что уже вроде были и переносные. Поподробнее можно пожалуйста. Большое спасибо. С уважением.

Gena: В Москве есть небольшой музей радио, там по ПМВ единичные экспонаты есть, но сам там не был и подробностей не знаю а фотки вот

Gena:

ratybor: Большое спасибо за фотографии Gena. Кто нибудь может подсказать была тогда практика использования позывных? Спасибо.

Воланд: Так называемые искровые станции осуществляли приём всех радиограмм, которые записывались и пересылались в штаб армии.

ratybor: Спасибо Владимир. Теперь следующий вопрос. Подскажите на каком уровне существовали эти станции? (полк или скорее всего дивизия) Спасибо.

123: Много места вопросам радиоперхвата, дешифровки и т.п. в своих воспоминаниях "Разведка и котрразведка" посвятил Макс Ронге. Весьма рекомендую!

Stanislaus: Вот вероятно самый первый автомобиль радио-фургон в РИА, на службе 5-го авиадивизиона, 1915 год. Оборудование машины было изготовлено петербургской фирмой "Шуккерт", надо полагать на шасси немецкой машины "Протос" (точно не уверен, но на 99%, т.к. очень похож на "Прoтос", да и логично, ибо "Протос" принадлежал к концерну "Сименс-Шукерт", зачем им было бы чужие шасси покупать). Машина построена в 1913 году и показана на IV Международной автомобильной выставке в Петербурге, после чего приобретена Военведом и отправлена в авиацию. Я в радиотехнике не разбираюсь, но видно неплохо все оборудование. Фотографии РГАКФФД (СПб).

ratybor: Спасибо Stanislaus за предоставленные фотографии.

БН181: Ув. ratybor, здесь Вы можете почитать кое-что по РР в РИФ в годы ПМВ: http://agentura.ru/press/about/jointprojects/inside-zi/baltflot/ http://www.rhga.ru/science/sience_research/scientific_conferences/konf_St-Piter_country_north_Evropa/2006/Partala.htm А это - еще до ПМВ http://www.agentura.ru/press/about/jointprojects/inside-zi/flot/ Там же, на "Агентуре" сможете найти и другие интересные материалы.

ratybor: Большое спасибо БН181 Очень интересные ссылки. С уважением.

Борис: на фронтах были созданы специальные группы радиоперехвата, на Юго-Западном и Северо-Западном из чехов.

БН181: к сожалению, армия в годы ПМВ отставала от флота в вопросах РР. Но беда РИА была даже не в этом, а в том, что она имела сильные "провалы" в вопросах обеспечения безопасности собственной радиосвязи. А за это, увы, пришлось платить уже кровью.

ratybor: Борис, БН181 спасибо!

question1945: В СПб, в здании музея Артиллерии и Ракетных войск есть отдельный музей Войск Связи. В котором "железу" времен ПМВ отведена одна витрина.

off-topic-off: книга есть про радиоперехват в ПМВ если кому надо

Gena: Название книги, год и место издания, обозначьте , пожалуйста...

ybvaganov: здравствуйте, мне интересно.

Nikolai: Здравствуйте. Есть такой музей: http://www.rkk-museum.ru/vitr_all/922.shtml Попробуйте поискать. С уважением Nikolai

ybvaganov: Большое спасибо, Николай! Очень интересный ресурс!



полная версия страницы