Форум » Исторiя » Юридическое положение офицеров-католиков » Ответить

Юридическое положение офицеров-католиков

Zouave: Уважаемые коллеги. в процессе своих научных изысканий я как минимум дважды встречал в документах 1890-х гг. о производстве в офицеры эстандарт-юнкеров римско-католического вероисповедания такое понятие как "католические вакансии". Встречалось ли вам какое-либо упоминание о таковых вакансиях? Регулировалось ли это каким-то нормативно-правовым актом?

Ответов - 22, стр: 1 2 All

ДН: Михаил Про католические вакансии для эстандарт-юнкеров не скажу, но тема католических вакансий мне попадалась в вопросах производства в капитаны. Подумал, что стоит рассказать... В русско-японской войне погиб штабс-капитан С. Ф. Геппен. Из прошения жены о пенсии: "Муж мой, Сатурнин Фаддеевич Геппен, был произведен в офицеры в 1885 г. и поступил в 37-й Екатеринбургский полк. Там он прослужил 19 лет, командуя в продолжение последних 10 лет почти ежемесячно различными ротами и не получая столовых. Когда же, наконец, пришла очередь командовать ему ротою на законном основании, не оказалось католической вакансии и офицеры полка не были произведены в капитаны. Когда был запрос об офицерах, желающих уехать на войну, муж мой счел нужным и своей обязанностью записаться, и он был переведен в Пензу в 213-й Оровайский полк, где 20 июня 1904 г. получил роту на законном основании. Полковник же Ромишевский, который был назначен командиром этого полка, неизвестно по какой причине, не представил его в капитаны, несмотря на то, что мужу в этом случае полагалось бы уже 6-летнее старшинство капитана". Здесь еще любопытен другой аспект: В силу того, что Геппен являлся старшим из офицеров, претендующих на капитанский чин, но не мог быть произведен из-за отсутствия "католической вакансии", никакие другие офицеры тоже не были произведены в капитаны, даже и православные, поскольку очередь все же была за Геппеном. И припомнил еще одно дело, уже связанное не с католичеством, а с особенностями производства по линии. Был такой штабс-капитан 86-го пехотного Вильманстрандского полка П. Н. Философов - он тоже погиб в РЯВ. Изучая переписку о его службе натолкнулся на то, что сам П. Н. Философов из года в год характеризовался командованием, прямо скажем, плохо - к службе относится без должного усердия. Наступил период, когда он стал первым в очередности на производство в капитаны, но командованием к производству не удостаивался. И этим тормозил производство всех следующих за ним. В деле есть довольно эмоциональная переписка - дескать, вы уже пару лет тормозите производство Философова, а следующий за ним по линии - блестящий офицер, но он не может быть произведен в капитаны, пока на его карьерном пути камнем преткновения торчит Философов. Вы этого Философова или уж производите, или отставляйте от службы, или что, но что-то делайте, иначе за ним уже толпа ожидающих производства выстроилась... В конце концов Философова предпочли произвести в капитаны, чтобы очередь рассосалась.

ДН: Решил пересчитать офицеров по вероисповеданию по одной из дивизий. Взял 23-ю для примера - она в Эстляндии, посчитал, что там, возможно, достигается предел квоты неправославных офицеров 1903 год. Всего офицеров (без чиновников) - 277 (в указанных в списке по старшинству, но здесь учтены все, в том числе те, кто на момент составления списка умер, ушел в отставку, переведен, но в списке по старшинству значится даже вычеркнутым) православных - 218 католиков - 32 лютеран - 26 армяно-григориан - 1 Получается, что католиков - 11.5%, лютеран - 9.4% С учетом того, что некоторые католики уже из списков вычеркнуты, то можно оценочно предположить, что квота западных вероисповеданий - 10% для католиков и протестантов.

Armarian: А как насчет лиц с ярко выраженными польскими фамилиями и именами, но православного вероисповедания? Очевидно, что наличие ограничений и страстное желание социального роста порождало у людей специфические стратегии поведения. Дихотомия "права крови" и "права почвы", однако... И все-таки, да здравствует просопография и мы - ее верные поклонники!


AlterLoki: Armarian пишет: А здесь уже добро пожаловать в полковые метрики. За военные годы не сказать, чтобы часто, но нет-нет, да встречаются желавшие примкнуть к православию. Мирное время в этом плане более представительно, я думаю, да и сохранность дел намного лучше, чем "по мобилизации"

ДН: Ну да, Например, генералу Грулеву эта двойственность не помешала числиться православным, а уже в отставке написать "Записки генерала-еврея". Подобное можно наблюдать и в 23-й дивизии, как и в других По имени, например, совершенно невозможно догадаться, что капитан Николай Сатурнинович Керсновский - православный. Папу его уж точно не в православии крестили, а вот сам Николай Керсновский - оказался православным

Zouave: Дмитрий, ДН пишет: тема католических вакансий мне попадалась в вопросах производства в капитаны. Ага, значит, католические вакансии были предусмотрены не только для первого офицерского чина. ДН пишет: Здесь еще любопытен другой аспект: В силу того, что Геппен являлся старшим из офицеров, претендующих на капитанский чин, но не мог быть произведен из-за отсутствия "католической вакансии", никакие другие офицеры тоже не были произведены в капитаны, даже и православные, поскольку очередь все же была за Геппеном. Именно так, вопрос производства офицеров в следующие чины в целом (т.е. без привязки у вероисповеданию) чётко регламентировался. Это описано в книге 7 Свода Военных Постановлений 1869 г. "Прохождение службы по военному ведомству". По войскам Гвардии: По армейским частям: Таким образом, становится понятным с юридической точки зрения, отчего упомянутый Вами Философов "тормозил" производство своих младших по старшинству товарищей - в мирное время производство в следующий чин (до подполковника) производилось только на вакансии в строгом соответствии со списком офицеров по старшинству полка (в данном случае). ДН пишет: Решил пересчитать офицеров по вероисповеданию по одной из дивизий. Взял 23-ю для примера - она в Эстляндии, посчитал, что там, возможно, достигается предел квоты неправославных офицеров Подскажите пожалуйста, а откуда у Вас сведения, т.е. где Вы нашли список всех офицеров конкретной дивизии с указанием вероисповедания?

ДН: В РГВИА в фонде Главного штаба содержатся дела с названиями: "О производстве офицеров NNN такой-то дивизии (или бригады, иногда названия иные)". На деле - это полные списки полков дивизии (бригады) по старшинству с указанием основных сведениях о каждом офицере, в том числе и вероисповедание. Но это не означает, что я могу с легкостью посмотреть любого, просто выписывал в свое время те части, которые меня интересовали. Кавалеристов у меня вообще нет.

Zouave: Алексей, Armarian пишет: А как насчет лиц с ярко выраженными польскими фамилиями и именами, но православного вероисповедания? Очевидно, что наличие ограничений и страстное желание социального роста порождало у людей специфические стратегии поведения. Это объясняется в общем довольно просто: 1. Осознанная смена вероисповедания (переход, скажем, из католичества в православие) на действительной службе с целью обхода ограничений, налагаемых на офицеров неправославного вероисповедания. Ярчайший пример - Иосиф Романович Довбор-Мусницкий. 2. В случае, если фамилия и отчество офицера явно польские, а вероисповедание православное (при условии отсутствия ситуации, описанной в п.1 этого поста), то на 99% отец у такого офицера был поляк-католик, а мать - православная. В Российской Империи существовал закон (номер и дату издания сейчас не назову), согласно которому если хотя бы один из родителей был православным, то и ребёнок обязан был быть крещён в православии. С такими случаями я сталкивался пару раз. К примеру, полковник Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка Радвиллович Дмитрий Иванович, отец которого был поляком-католиком, а мать - русской и православной. Уже будучи на службе в Войске Польском он оправдывался за своё православное вероисповедание так, как будто перерезал 100 человек! По причине вероисповедания его не хотели вообще принимать в Войско Польское! Затем всё же приняли после того, как он собрал несколько свидетельств о том, что его отец - поляк, а сам он перешёл в католичество. Аналогичная ситуация была и с ротмистром Лейб-Гвардии Уланского Е.В. полка Киприаном Киприановичем бароном Быстрамом (Бистромом). Очень сильно преследовали православных офицеров в Польше. Что тут скажешь? Нет худшего тирана, чем освободившейся раб...

Zouave: ДН пишет: В РГВИА в фонде Главного штаба содержатся дела с названиями: "О производстве офицеров NNN такой-то дивизии (или бригады, иногда названия иные)". На деле - это полные списки полков дивизии (бригады) по старшинству с указанием основных сведениях о каждом офицере, в том числе и вероисповедание. А номера фонда и описи не подскажете? Увы, но вопрос о том, каким именно документом регламентировались т.н. "католические вакансии" остаётся открытым... Похоже, что ситуация аналогична таковой с запретом приёма католиков в Николаевскую Академию Генерального штаба, а также квотами для них в других высших военно-учебных заведениях. Т.е. все знают об этом, встречается в служебных документах, но когда именно и каким нормативно-правовым актом было установлено это ограничение никто не пишет. Странно однако! Интересный вопрос у меня возникает также касательно приёма католиков в военное Николаевское кавалерийское училище и военно-училищные курсы Елисаветградского кавалерийского юнкерского училища. Если с юнкерскими училищами всё понятно, т.е. окончившие курс наук эстандарт-юнкера-католики ждали своего производства до тех пор, пока в их полку или дивизии (в исключительных случаях - в округе) появится католическая вакансия, то с юнкерами-Николаевцами и "военно-училищниками" мне пока не всё ясно. Получается, что при приёме юнкеров, которые после окончания курса наук производились сразу в корнеты, т.е. первый офицерский чин, учитывалось наличие корнетских католических вакансий в том или ином полку через два года после приёма в училище, присылаемых Главным Штабом, так? Меня наталкивает на эту мысль следующий факт. В архивных документах Станислава Ивановича Равич-Дзевульского указано, что по окончании военно-училищного курса ЕКЮУ он был произведён в корнеты 45-го драгунского Тверского полка, а не в 6-го лейб-драгунского Павлоградского Е.В. полка, где вольнопёрил, по причине отсутствия в последнем католических вакансий. С 99% вероятностью, могу утверждать, что окончательно "гайки закрутили" при Александре 3. При Александре 2 католики после восстания 1863-64 гг. всё же допускались, хотя и наверняка в ооочень ограниченном числе. Об этом свидетельствует факт окончания в 1882 г. НАГШ и причисления к Генеральному штабу будущего генерал-лейтенанта Свидзинского Эдмунда Федоровича, римско-католического вероисповедания.

ДН: Фонд 400, оп. 9. Опись многотомная, дела сортированы по годам и дивизиям.

Zouave: Дмитрий, благодарю Вас! А Вы не припомните, встречались ли Вам дела кавалерийских дивизий?

ДН: Конечно встречались. Назовите дивизию и год, скажу Вам дело. Поскольку меня интересует период РЯВ, то на 1903 год у меня номера дел по всем дивизиям, включая кавалерийские, есть. Например: 1903 1 и 2 КавД (вместе) - Ф. 400. Оп. Д. 30921 3 и 4 (вместе) - Ф. 400. Оп. 9. Д. 30919 5 и 6 (вместе) - Ф. 400. Оп. 9. Д. 30768 и т.д. За другие годы и по другим дивизиям надо искать по описи.

Zouave: Дмитрий, будьте любезны, сообщите (по возможности конечно :) ) шифры по всем дивизиям по имеющимся у Вас годам. Можно в личку или на почту. :)

Atomtrz: О как! Коллеги, вы своими юридическими положениями посеяли сомнения в мои предположения Я то считал, что "мой" поручик Жеймо перешел из католиков в православные под воздействием моего прапрадеда иерея Василия, а вон оно как могло то быть... Умные вы, братцы :-)

ДН: Михаил, у меня выписаны только за 1903 год. 7-8 кавД - Д. 30908 9-10 - Д. 30772 11-12 - Д. 30842 13-14 - Д. 30917 15-я и 1-5 жандармские эскадроны - Д. 30916 Просмотр и выписывание дел из описей других дет (а это рукописные описи прошлого века) - дело трудоемкое.

Zouave: Анатолий, такой вариант тоже мог иметь место. Дмитрий, спасибо Вам большое!

ДН: Zouave Я не сообщил дела других годов не из вредности, а просто потому, что нужно листать - дела есть с 1880-х годов. Если бы знать, какой год интересует - было бы проще, можно посмотреть конкретно, а за все годы по всем кавалерийским полкам - это действительно трудно. Кроме того, существует еще 408 фонд - это коллекция именно списков полков по старшинству (СПС). До ПМВ лучше руководствоваться делами 400 фонда - там практически гарантировано есть за каждый год, а в 408 - фрагментарно надергано, а вот ценность 408 фонда в том, что там есть СПС на ПМВ.

Zouave: ДН пишет: Я не сообщил дела других годов не из вредности, а просто потому, что нужно листать - дела есть с 1880-х годов. Дмитрий, никогда не поверю! Шучу. На самом деле, говоря серьёзно, я Вам не только верю, но и знаю, что так оно и есть. Самому приходилось нередко работать с делами 400 фонда, в т.ч. с делами из многострадальной 12-й описи (Георгиевские награды), которые постоянно находятся в ПФС (на Фаддея Жолкевского документы получить таки удалось! ). Смотреть дела по всем полкам, имеющимся в архиве, и за все годы - труд титанический. Увы, такой возможности у меня нет. А вот посмотреть бы дела пары дивизий за разные годы с интервалом лет в 5 было бы неплохо. Можно было бы на их примере составить картину о тенденциях, связанными с офицерами-католиками. ДН пишет: ценность 408 фонда в том, что там есть СПС на ПМВ. Увы, Дмитрий! Боюсь, тут не всё так радужно... Мне было мучительно обидно, когда в том фонде я не обнаружил списков по старшинству 9-й кавалерийской дивизии на ПМВ или, скажем, списки Лейб-Гвардии Уланского Е.В. полка (верхняя дата по этому полку - 1914 г.).

Zouave: В одной из старых веток, посвященных НАГШ, я наткнулся на цитату произведения Зайончковского, где упомянут документ 1888 г ."Расписание войск, военных управлений, заведений и учреждений с показанием допускаемого в составе их числа офицеров, классных медицинских Чиновников и немедицинских чиновников и вольноопределяющихся, принадлежащих к иноверческому населению". Автор указал, что он находится в РГВИА. Нужно идти в архив.

Armarian: Зайончковский П. А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. 1881-1903. М.: Мысль, 1973 - 351 с.? ЦГВИА, ф. Главного штаба, оп. 69/672, 4-е отд., 3-й стол, 1888 г., д. 182. «Об иноверцах в войсках: в военных управлениях, заведениях и учреждениях», л. 1.? Фонд Главного штаба - это, видимо, все тот же Ф. 400? Смущают реквизиты дела - они, скорее всего, уже поменялись.

ДН: Шифры поменялись, но есть переводные таблицы в помещении каталога и любезная Татьяна Игоревна в каталоге всегда придет на помощь.

Zouave: Armarian пишет: ЦГВИА, ф. Главного штаба, оп. 69/672, 4-е отд., 3-й стол, 1888 г., д. 182. «Об иноверцах в войсках: в военных управлениях, заведениях и учреждениях», л. 1.? Именно так! ДН пишет: Шифры поменялись, но есть переводные таблицы в помещении каталога и любезная Татьяна Игоревна в каталоге всегда придет на помощь. Это правда! Кстати, если кто-нибудь из уважаемых коллег попадёт в архив раньше вашего покорного слуги (а так оно, скорее всего, и будет), то не могли бы вы уточнить актуальные шифры?



полная версия страницы