Форум » Исторiя » Разовые справки (продолжение) » Ответить

Разовые справки (продолжение)

ДН: Предлагаю ввести здесь ветку, где можно концентрировать вопросы, требующие разового ответа и не требующие формирования отдельной ветки. Здесь можно было бы собирать сведения по принципу "вопрос-ответ" Вопрос: Как правильно расшифровать сокращение "6 Михельск. Финск. стр. б." В википедии написано, что "Во время войны 1854-56 гг. число вербованных войск было увеличено сформированием двух резервных стрелковых рот; кроме того, высочайшими указами 23 июня, 16 октября и 13 ноября 1854 г. и 13 декабря 1855 г. были вновь сформированы на прежних основаниях 9 поселенных стрелковых батальонов: Абоский, Вазасский, Улеоборгский. Куопиоский, С.-Михельский, Тавастгусский, Бьернеборгский, Нюландский и Выборгский. Как же все-таки правильно: Михельский или Санкт-Михельский?

Ответов - 40, стр: 1 2 All

ДН: Алексей Витальевич! Огромное спасибо за помощь. Потихоньку продираемся... Armarian пишет: А батюшку наших Феликса и Эдмунда, похоже, звали Христиан-Валентин Скорина (1805 - 51), герба "Селлява" (Krystian Walenty Skoryna h. Sielawa). Поскольку несчастный умер рано и оставил своих многочисленных детей (кажется, 8) сиротами, правительство и озаботилось определить двух из младших в кадетский корпус. От соратницы: Посмотрела в каталоге… На фамилию СКАРИНО — никого нет… Есть: Скорино Николай Иосафатович 1820 г.р. Из обер-офицерских детей, урож. Пензенской губ. На 1870 г. — майор 4-го (или 1-го, неразборчиво написано) Оренбургского линейного батальона. Скорино Александр Николаевич 1849 г.р. Из дворян Бессарабской обл. На 1868 г. — подпоручик 95-го пехотного Красноярского полка. Возможно, сын Николая Иосафатовича. Скорино Эдмунд Иосафат Христианович 1847 г.р. Из дворян Варшавской губ. На 1871 г. — штабс-капитан 8-го драгунского Астраханского полка. Раз Николай Иосафатович отпадает - то и ладно. Вот что интересно: В списке Константиновского КК приведено (по ВГД) СКОРИНО 1-й Феликсъ, кав. 1865 г. СКОРИНО Эдмундъ, п.х. 1865 г. А Эдмунд - драгун, стало быть - это он по кавалерии, а не Феликс. Но вообще-то в 1871 году - штабс-капитан, если в 1865 только корпус окончил. Сразу после корпуса - в офицеры? Ну, про штабс-капитана - это запись в карточке, возможно, означающая получение чина при отставке.

ДН: Что-то как-то больно шустро - в 25 лет увольняется капитаном

Armarian: Ну, похоже, нашли отчество - таки, Христианович Еще один брат тоже служил в кавалерии - Константин Христианович Скорино, в 1886 г. подполковник 33-го драгунского (б. 11-го гусарского) Изюмского полка. Вот все потомство Христиана Скорины: 1. Stefan Kwiryn Szukosław Skoryna (1838 - 1897) 2. Ludwik Radomił Skoryna (1839 - 1865) 3. Cezary Franciszek Feliks Skoryna (1840 - 1903) 4. Konstanty Stanisław Skoryna (1843 - ?) - в РИА служил 5. Anna Karolina Klara Skoryna (1844 - ?) 6. Feliks Józef Skoryna (1845 - ?) - в РИА служил 7. Edmund Józef Skoryna (1846 - 1917) - в РИА служил 8. Antoni Walenty Skoryna (1848 - ?)


ДН: На Константина есть ПС в 409 фонде, можно его глянуть, хотя зачем? чтобы прочитать, что из дворян Царства Польского?

Armarian: Чтобы убедиться, что он тоже воспитывался во 2-м кадетском корпусе, из коего 12.06.1863 вышел корнетом в Изюмский гусарский полк. Налицо такая себе "клановость" - 4 (?) "однофамильца", католики, почти одного возраста воспитываются в одном учебном заведении, почти все (?) потом служат в РИА, а их имена и время рождения удивительно совпадают с именами детей одного потомственного варшавского дворянина. Лично для меня доказательств вполне достаточно (правда, напрягает разночтение некоторых имен - но их просто могли неправильно расшифровать при чтении рукописи, тем более на латинице).

ДН: Ну да, логично. И вот что получается: И Эдмунд, и Константин выходят офицерами из кадетского корпуса. Надо так думать, что Феликс тоже вышел в офицеры прямо из корпуса, только это как-то может примирить с датировкой по чинам. Феликс - 1865 г. окончил корпус. Ну кем, прапорщиком?, пусть в 1867 - в подпоручики, в общем, можно, служа на Кавказе стать 27.4.1874 - штабс-капитаном по 80-му Кабардинскому Ну а за отличия в делах с мятежными горцами стать и капитаном в 1877. В общем, ясно, покопаемся, подзачистим хвосты, напишем, что найдем... Например, посмотрим по 407 Ф. по Кабардинскому полку - с какого года служил и по чинам. В целом - хорошо, нормально... С прапорщиком Афанасием Смирновым - похуже. Нужно, смотреть 407-й фонд, когда в полку появился, потом искать этот ВП (1876 и 1878-79 гг. в электронном виде нету), смотреть, как он прапорщиком стал -- из военного училища или из портупеев юнкерского училища.

Armarian: Про "больно шустро". Тогда была иная система чинопроизводства. Константин из корпуса вышел в 1863 г. корнетом, через 5 месяцев получил поручика, почти через 3,5 года штабс-ротмистра и к концу 9 года службы (ему 29 лет) - ротмистра. https://ria1914.info/index.php/Скорино_Константин_Христианович --- Публикация метрической книги костела г. Воронежа (4-й вып. альманаха "Российская генеалогия" от изд-ва "Ст. Басманная") дала еще один вариант написания фамилии Скорына-Скарина-Скорино - "Селява-Скорина". Долго живший там Антон Кристианович Скорина оставил значительный след: Сам Селява-Скорина (Скорина) Антон Кристианович его дети: Селява-Скорина (Скорина) Августин Антонович Селява-Скорина (Скорина) Анна Антоновна Селява-Скорина (Скорина) Елена Антоновна Селява-Скорина (Скорина) Клара Антоновна Селява-Скорина (Скорина) Константин Антонович Селява-Скорина (Скорина) Петр Антонович P.S. Странно, но в МК нет умершего младенца Феликса (?!) брат Селява-Скорина (Скорина) Эдмунд Христианович жена и ее сестра (жена брата) - Хмуржинские Селява-Скорина (Скорина) Елена Николаевна Селява-Скорина (Скорина) Мария Николаевна неведомо кто Селява-Скорина (Скорина) Константин Осипович - не удивлюсь, что все дворяне Скорины - это какие-то дальние родственники, и "варшавские", и "рижские", и "питерские", и "полоцкие", и т. п., и т. д. Это еще одно косвенное подтверждение верности моего предположения, что искомый Феликс Скорино именно из этого семейного клана.

ДН: Ну да... Я как-то больше привык к тому, что человек может зависнуть в чине (в конце 19 века - только на вакансии, а не по выслуге), а чтобы так галопом по чинам... Немного разгребемся с текущими делами в работе, возьмемся за 20-ю дивизию по Ф. 407, там посмотрим по срокам службы и чинам. Не только эти двое нужны Еще умерший от ран поручик-куринец Александр Александрович Брушковский Поручик (8.7.1877) из подпоручиков 79-го пехотного Куринского полка. В русско-турецкой войне: Исключен из списков 4.5.1879 умершим от ран. ВП от 8.7.1877 и 4.5.1879. И безымянный пока поручик-навагинец Итагаев Подпоручик (5.9.1874), поручик (8.7.1877) В русско-турецкой войне: Прикомандирован к 15-му гренадерскому Тифлисскому полку. Убит 13.8.1877 при попытке русских войск отбить захваченную турками гору Кизил-Тапа. Исключен из списков 7.11.1878. Вот их по делу 20-й дивизии наряду со Скорино и Смирновым надо будет посмотреть по срокам службы в полках дивизии. Если мы Скорино найдем в Кабардинском полку прямо с 1865 г., это будет веским основанием говорить о том, что он Христианович, наравне с иными косвенными признаками. Не думаю, что стоит его смотреть в картотеке как Селява-Скорина, но на всякий случай попрошу.

ДН: Алексей Витальевич! В отношении дополнений по источникам про Скорино. Вы пишете: * Юбилейная памятка 2-го Кадетского Императора Петра Великого корпуса: 1712-1912. СПб, 1912. С. 54. Что-то не могу я найти доступной ссылки, чтобы посмотреть в первоисточнике. Именно там Феликс и Эдмунд рядом прописаны в выпуске 1865?

Armarian: Nicht, nicht! * Юбилейная памятка 2-го Кадетского Императора Петра Великого корпуса: 1712-1912. СПб, 1912. С. 54. Там просто упоминается Феликс Скорино как воспитанник корпуса:

ДН: Дык он упоминается в ряду погибших? Выше - убитый, ниже убитый. Значит, выпуск 1866 года... Это из гуглебуков что ли? такой фрагментик для них характерен. Да, точно, нашел... https://books.google.ru/books?id=Pts7AQAAMAAJ&q=Скорино+юбилейная+памятка&dq=Скорино+юбилейная+памятка&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwims9j3x97rAhUCr4sKHV0vDHMQ6AEwAHoECAAQAg Это надписи на черных досках

Armarian: В процессе добычи информации все средства хороши!

ДН: Ну да, единственно тогда, надо все-таки верить Черной доске 2-го кадетского корпуса, а писать, что окончил 2-ю военную гимназию в 1866 году. Ну а по 407 фонду точно узнаем дату поступления в полк (если он сразу в Кабардинский поступил). Пока текущий вариант такой: СКОРИНО ФЕЛИКС (ФЕЛИКС-ИОСИФ) ХРИСТИАНОВИЧ, КАПИТАН 80-ГО ПЕХОТНОГО КАБАРДИНСКОГО ПОЛКА Род. 24.10.1845*, из дворян Варшавской губ., сын Христиана Валентина Скорино (Скорина) и Клары, урожд. Раймонд., католик. Окончил 2-ю военную гимназию (1866). Служил в 80-м Кабардинском полку (). В мае 1877 г. в чине штабс-капитана командовал 3-й стрелковой ротой, участвовал в подавлении вооруженных мятежей в Терской области. Произведен в капитаны Главнокомандующим Кавказской армией. Утвержден в чине капитана ВП от 7.12.1877. В Ахал-Текинской экспедиции 1879 г.: Убит 28.8.1879 при штурме крепости Геок-Тепе (Денгиль-Тепе). Исключен из списков 7.11.1879. ВП от 7.12.1877 и 7.11.1879 Материалы для описания русско-турецкой войны 1877–1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре». Тифлис, Т. 6, Ч. 1, 1910. С. 55. Туган-Мирза-Барановский. Русские в Ахал-Теке. 1879. СПб., 1881. С. 132 Зиссерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726–1880). Том III. СПб., 1881. С. 503. Юбилейная памятка 2-го Кадетского Императора Петра Великого корпуса: 1712-1912. СПб, 1912. С. 54. Гизетти А. Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн: кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае 1801–1885 гг. Тифлис, 1901. С. 179. https://www.geni.com/people/Feliks-Skoryna-h-Sielawa/6000000106613479969 Возможно, дата рождения указана по европейскому календарю Смотреть 407, когда поступил в полк и прохождение по чинам А вот жалко, что не нашел пока возможности прочитать всю памятку. Там не менее 20 черных досок. Может, кто-то еще бы пригодился.

Armarian: Еще один племянник нашего Феликса Скорино, б. рижский драгун, тоже после 1917 г. убыл на историческую родину (хоть и родился в Воронеже) и продолжил там военную службу в Войске Польском: https://www.ria1914.info/index.php/Скорына_Августин_Антонович Zouave, ау! Интересный материал набирается о трех поколениях этой семьи - один убиенный герой, один генерал РИА и два штаб-офицера Войска Польского - причем и кавалеристы имеются в достатке!!! И, похоже, потомки до сих пор в Польше живут.

Armarian: ДН: "Возможно, дата рождения указана по европейскому календарю". В смысле, по григорианскому? Да, надо проверять; но что интересно, дата рождения Скорино Константина Христиановича по печатным спискам по старшинству (напр., полковникам на 1.09.1899) полностью совпадает с указанной у Konstanty Stanisław Skoryna h. Sielawa на сайте "Geni" - причем модератор странички вряд ли даже догадывается кем был его предок в российской армии.

ДН: Ну да, по григорианскому. Это же рабочий вариант. в окончательной редакции поправлю. Помню, что мне попадались метрические записи 19 века, в протестантских и католических храмах, где даты указывались двумя стилями. Пример привести сходу не смогу, но сам факт помню -- мне присылали выписки из дел о дворянстве, обратил на это внимание. Если у Константина дата рождения на Geni совпадает с другими источниками, скорее всего - это дата юлианская. Может быть стоит и убрать это примечание. Просто, когда писал, говорить о новом и старом стиле показалось неуместным, а называть календари юлианским и григорианским - это как-то вводить читателю избыточную нагрузку для ума. Моя высокообразованная и лучшая половина всегда мне говорит: "пиши так, чтобы не пришлось сталкиваться с дополнительными терминами, необязательными для нагрузки читателя. У тебя и так сплошь какие-то ложементы, редюиты и контрэскарпы". Вот у меня и получился "европейский" вместо "григорианского".

Armarian: Хорошая тема для диссертации - "Женщина как амбивалентный фактор культурного прогресса и интеллектуального регресса мужчины". Впрочем, Уильям Оккамский вашу супругу бы точно похвалил... --- Кстати, если серьезно. Похоже, что сами поляки еще в 1920-е гг. "задолбались" с этой разницей в календарях - в их аналогах российских СПС 1921 и 1922 гг. даты рождения офицеров приводятся и "по старому", и "по новому" (и фиг поймешь, где какой стиль, если не с чем сравнить).

ДН: А как с этим задолбались авторы википедии... Помню, лет 10 назад на форуме Цусима я умучился объяснять упертому генеалогу, что он, оперируя цитатами из дореволюционных источников и статьями из Википедии (там в одной статье вполне могут оказаться даты разных календарей), не понимает, что речь идет об одном и том же событии, что это не схожие обстоятельства, а одно и то же событие. Старался терпеливо объяснять, остальные участники дискуссии просто ржали. Но так в объяснениях и не преуспел, плюнул... потому что когда стал объяснять про разницу в 12 дней в 19 веке, наткнулся на совершенно глухое непонимание. Кстати, при переводе дат со старого календаря и в Советской России никто особо не морочился, и для родившихся до 29.2.1900 все равно оперировали 13-ю днями, но иногда не знали что с ними делать - добавлять или вычитать. Выходило и так и эдак, когда прибавляли, когда вычитали - да какая разница...

Armarian: ДН: "когда стал объяснять про разницу в 12 дней в 19 веке, наткнулся на совершенно глухое непонимание". Ага, и продолжаем ржать над календарем Дней воинской славы России, утвержденным Думой, в котором всем сражениям прошлого, включая Ледовое побоище и Куликовскую битву, "накинули" по 13 дней ("да какая разница").

prokop: Здравствуйте! Где можно ознакомиться с Положением о запасных батальонах пехоты, утвержденное 2 августа 1913 г.? Что-то не могу нигде найти в сети. Или нет в свободном доступе? Спасибо.



полная версия страницы