Форум » Исторiя » Разовые справки (продолжение) » Ответить

Разовые справки (продолжение)

ДН: Предлагаю ввести здесь ветку, где можно концентрировать вопросы, требующие разового ответа и не требующие формирования отдельной ветки. Здесь можно было бы собирать сведения по принципу "вопрос-ответ" Вопрос: Как правильно расшифровать сокращение "6 Михельск. Финск. стр. б." В википедии написано, что "Во время войны 1854-56 гг. число вербованных войск было увеличено сформированием двух резервных стрелковых рот; кроме того, высочайшими указами 23 июня, 16 октября и 13 ноября 1854 г. и 13 декабря 1855 г. были вновь сформированы на прежних основаниях 9 поселенных стрелковых батальонов: Абоский, Вазасский, Улеоборгский. Куопиоский, С.-Михельский, Тавастгусский, Бьернеборгский, Нюландский и Выборгский. Как же все-таки правильно: Михельский или Санкт-Михельский?

Ответов - 40, стр: 1 2 All

Zouave: Алексей, благодарю Вас!

prokop: Здравствуйте! На каком фронте воевала 12 Сибирская стрелковая артиллерийская бригада 15 августа 1916 года? Что за сражение? Помогите пожалуйста. Спасибо.

Armarian: prokop, Если я не ошибаюсь, то к 15.08.1916 г. по ст. ст. 12-я Сибирская стрелковая артиллерийская бригада (12-я Сиб. СД 7-го Сиб. АК) еще находилась в составе 12-й армии Северного фронта в районе юго-западнее Риги. Какое сражение? Видимо, фронтовая операция Северного фронта в рамках общего летнего наступления русской армии в 1916 г. Из наградных документов: ТОЛМАЧЕВ Игнатий Васильевич — 12 Сибирская стр. арт. бригада, 2 батарея, канонир. За то, что в бою 5.08.1916, находясь на передовом наблюдательном пункте у заставы, близ мызы Статес... ЛЕВЧЕНКО Лука Васильевич — 12 Сибирская стр. арт. бригада, 2 батарея, мл. фейерверкер. За то, что в бою 5.08.1916, находясь на передовом наблюдательном пункте у заставы, у мызы Леп... Кстати, есть несколько карточек на раненных (5.08.1916, 6.08.1916, "за Ригой, "под Ригой").


prokop: Спасибо! В автобиографии родственника (брат прадеда - Марков Константин Николаевич) написано: "... 1914 году русско-германскую войну был направлен на фронт в 12-ю сиб. стр. бригаду артиллерийскую. Находясь рядовым солдатом 1916 году 15 августа был контужен. После находясь на излечении в Петрограде 2 1/2 месяца в лазарете откуда получил 3-х месячный отпуск на родину...". К сожалению, на сайте https://gwar.mil.ru/heroes/ карточка на раненого не обнаружена. Придется видимо "искать" в фондах бригады (при наличии).

Armarian: prokop, Очень может быть, что дата "15 августа 1916 г." дана по новому стилю (автобиография явно написана уже в советское время); возможно, надо искать и "2 августа 1916 г." Поскольку на gwar.mil.ru пока нет ЖВД 12-й сиб. стр. арт. бригады, посмотрите основной список боев, за которые награждался личный состав этого формирования (раздел "Военные действия"): https://www.ria1914.info/index.php/12-я_Сибирская_стрелковая_артиллерийская_бригада

prokop: Действительно! Автобиография 1935 года. Надо же...

Zouave: Уважаемые коллеги, в начале 1914 г. назначения на должность командира армейского кавалерийского полка проходили на основании кандидатских списков, составляемых по особым правилам. Для назначения по кандидатским спискам на должность командира кавалерийского полка существовали четыре очереди: одна от Гвардии, две (временно) – Генерального Штаба и две – от армии. Кандидаты назначались на открывавшиеся вакансии по старшинству в чинах. Так вот, что означает термин "очередь" в данном контексте? Это значит, что максимальное количество вакансий командира армейского полка в течение двух лет (частота составления кандидатских списков) равнялось пяти? И производилось ли назначение на должность в указанном порядке (т.е. при соблюдении приоритетов): сперва полк получал гвардеец, затем генштабисты, и лишь затем (по остаточному принципу) - армейцы?

Armarian: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения" (с) М. Е. Салтыков-Щедрин. Когда-то мне попадался кандидатский список, где рядом с фамилией одного штаб-офицера стояло примечание "вне очереди". Что-то мне подсказывает, что Ваше исследование станет очередным примером дихотомии желаемого и действительного...

Zouave: Алексей, тут дело не в фактической стороне вопроса, но в теоретической. Я располагаю сведениями о включении Лэмпицкого в кандидатский список на полк за весну 1915 г., а затем о трехкратном впоследствии включении его в кандидатский список на командира неотдельной бригады кавалерийской дивизии. Меня интересует теоретическое количество вакансий на командира полка - их полагалось пять?

Armarian: Михаил, таблиц очереди замещения вакантных должностей командиров кавалерийских полков пока не нашел, но попались таблицы замещения пехотных полков. Там порядок такой: 1. от очереди Гвардии 2. от очереди Генерального Штаба. 3. от очереди Генерального Штаба. 4. от очереди Генерального Штаба. 5. от очереди Армии. 6. от очереди Армии. 7. от очереди Армии. 8. от очереди Армии. 9. от очереди Гвардии 10. от очереди Генерального Штаба. 11. от очереди Генерального Штаба. 12. от очереди Генерального Штаба. 13. от очереди Армии. 14. от очереди Армии. 15. от очереди Армии. 16. от очереди Армии. и так далее... (надеюсь, вы заметили цикличность). Т. е. дело не в количестве вакансий - их было ровно столько, сколько их открылось. Просто порядок замещения вакансий имел такой "справедливый" характер - вакансии постепенно заполнялись представителями очередей 3-х групп. Т. о., отвечая на ваш вопрос: назначение на должность производилось в следующем порядке: сперва полк получал гвардеец, затем 2 генштабиста, затем 2 армейца, и снова - гвардеец, затем 2 генштабиста, затем 2 армейца. Как видите, никакого "остаточного принципа", а строго по условной ценности кадров с учетом их процентного соотношения в общем количестве.

Zouave: Armarian , Алексей, благодарю Вас за разъяснение! Теперь всё гораздо яснее!

ДН: Можно я опять про свое - про Ахал-Теке на этот раз? 80-й пехотный Кабардинский полк. В неудачной первой экспедиции 1879 года в полку погибло два офицера: капитан Феликс Скорино и прапорщик Афанасий Смирнов. Ну, прапорщик - это, действительно, сложно, а вот капитан... Не могу найти их отчества. Даты, когда они в полк поступили - это по 407 фонду мы определим, а вот биографические сведения - с ними как-то в РГВИА туго. В картотеке не находятся, в 409 Ф. - тоже, в полковом и дивизионном фондах документов на этот период нет Пока знаю вот что: СКОРИНО ФЕЛИКС, капитан 80-го пехотного Кабардинского полка В мае 1877 г. в чине штабс-капитана командовал 3-й стрелковой ротой, участвовал в подавлении вооруженных мятежей в Терской области. Произведен в капитаны Главнокомандующим Кавказской армией. Утвержден в чине капитана ВП от 7.12.1877. В Ахал-Текинской экспедиции 1879 г.: Убит 28.8.1879 при штурме крепости Геок-Тепе (Денгиль-Тепе). Исключен из списков 7.11.1879. ВП от 7.12.1877 и 7.11.1879. Материалы для описания русско-турецкой войны 1877–1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре». Тифлис, Т. 6, Ч. 1, 1910. С. 55. Туган-Мирза-Барановский. Русские в Ахал-Теке. 1879. СПб., 1881. С. 132. Зиссерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726–1880). Том III. СПб., 1881. С. 503. Гизетти А. Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн: кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае 1801–1885 гг. Тифлис, 1901. С. 179. СМИРНОВ АФАНАСИЙ, прапорщик 80-го пехотного Кабардинского полка В Ахал-Текинской экспедиции 1879 г.: Убит 28.8.1879 при штурме крепости Геок-Тепе (Денгиль-Тепе). Исключен из списков 7.11.1879. ВП от 7.11.1879. Зиссерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка (1726–1880). Том III. СПб., 1881. С. 503. Гизетти А. Л. Сборник сведений о потерях Кавказских войск во время войн: кавказско-горской, персидских, турецких и в Закаспийском крае 1801–1885 гг. Тифлис, 1901. С. 179. Надеюсь на коллективный разум участников :-))

Zouave: ДН пишет: Не могу найти их отчества. Даты, когда они в полку потупили - это по 407 фонду мы определим А разве в рукописных СПС не указаны отчества?

ДН: Нет, как правило не указаны даже имена. Вот пример: при Шипке погиб гусар-лубенец А. В. (фон) Гардер (качество - совсем не фонтан, но смысл понятен)

Zouave: Интересно... Я работал с более поздними СПС из 407 фонда, и там указывались не только ФИО, но и сведения о производстве в чины и наградах.

Armarian: ДН: Дмитрий Константинович, в добавление к вашему списку литературы по Ф. Скорино: * [Вискунов П. Ф.]. Описание боевой жизни 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка при подавлении восстания горцев в Терской и Дагестанской областях во время войны с Турцией в 1877-1878-м годах. Тифлис, 1882. СС. 20, 38, 84. * Юбилейная памятка 2-го Кадетского Императора Петра Великого корпуса: 1712-1912. СПб, 1912. С. 54. * Приказ по Кавказской армии и Кавказскому военному округу от 2 декабря 1879 г. // Кавказ: газета политическая и литературная. № 269. 12 декабря 1879 г. С. 1. Увы, отчество нигде не упоминается. :) Может, через документы 2-го кадетского корпуса можно выйти на отца (тем более, он там похоже был не не один, а с братом)? И что-то мне подсказывает, что он учился во 2-м военном Константиновском училище.

ДН: Armarian Спасибо. Да, на форуме ВГД по запросу Скорино выпадают указания на Константиновский корпус (с именем Феликс) https://forum.vgd.ru/530/69846/0.htm?a=stdforum_view&o= СКОРИНО 1-й Феликсъ, кав. 1865 г. СКОРИНО Эдмундъ, п.х. 1865 г. Но беда в том, что Феликс показан по кавалерии, а брат - по пехоте. Если Феликс начал службу в кавалерии, то он мог, конечно, потом перейти в пехоту, но это вряд ли означает, что окончил Константиновское училище. Есть список погибших кадет-константиновцев Там указаны погибшие константиновцы в РТВ, китайском походе и в РЯВ, но нет погибших в Закаспийской экспедиции. Могли, конечно, и упустить. Надо по Эдмунду посмотреть, что у нас есть, кто его папа. Спасибо, Алексей Витальевич! Я думаю, все отыщется, просто вот столкнулся и сходу как-то пробуксовывает, не сдвигается. Но потихоньку забрезжило, прорвемся...

Armarian: На форуме ВГД цитируется документ, в котором упоминается Эдмунд-Иосафат Скорино, дворянин, малолетний уроженец Царства Польского, в 1857 г. записанный во 2-й Кадетский корпус. Что-то мне подсказывает, что это сын штабс-капитана пограничной стражи Скорино (Скарино) Николая Иосафатовича (Зосафатовича)(? - ?), который отличился во время событий 1863 г. Впрочем, это может быть просто совпадение. Но у "флотского" майора Скорино детей с именами Феликс и Эдмунд точно не было. Кстати позднее всплывает некто Скорына (Скорино) Иван Эдмундович - в 1909 г. офицер инж. войск; возможно сын.

ДН: Они вообще в родстве с первопечатником Скориной? Я уже попросил соратницу завтра поискать Эдмунда и Николая Иосафатовича в научно-справочном аппарате фонда 400. Было бы отлично просто найти послужной Николая и там обнаружить сыновей Феликса и Эдмунда. Ну а дальше во рукописным СПС (Ф. 407) обнаружить дату появления Феликса в Кабардинском полку. По этой дате попробовать понять из какого кавалерийского полка он туда попал (если служба в кавалерии верна). В общем, перспективы есть. Будем искать (Семен Семеныч Горбунков). Кстати, еще до получения Вашего поста попросил коллегу прошерстить картотеку и по фамилии Скарино, Скарыно и Скорыно (потому что между Скорино и Скорыно может оказаться куча каких-нибудь Скороделовых и Скороходовых) О результатах поиска доложу

Armarian: Скорина (Skoryna) - довольно распространенная фамилия в Польше, Белоруссии, Литве и Украине, причем в разных сословиях (дворяне, крестьяне); есть и католики, и православные. "Скорино" - это, видимо, следствие желания простолюдинов иметь более "благородную" фамилию (сравни Шкура - Шкуро). Слава Богу, у поляков генеалогия поставлена на высоком уровне и найти польского дворянина - не проблема . Штабс-капитан пограничной стражи Скорино (Скарино) Николай Иосафатович (Зосафатович) (? - ?) однозначно отпадает. А батюшку наших Феликса и Эдмунда, похоже, звали Христиан-Валентин Скорина (1805 - 51), герба "Селлява" (Krystian Walenty Skoryna h. Sielawa). Поскольку несчастный умер рано и оставил своих многочисленных детей (кажется, 8) сиротами, правительство и озаботилось определить двух из младших в кадетский корпус. Если мы с вами все правильно предположили, то наш Феликс - это Феликс-Иосиф Скорина (24 октября 1845 - ?), герба "Селлява" (Feliks Józef Skoryna h. Sielawa) см. тут. По крайней мере, совпадений достаточно. Но он ли это - вопрос, конечно, интересный... Кстати, обратите внимание на контакты менеджера странички (Andrzej Władysław Bieganowski) - может имеет смысл связаться с ним? --- В списках Варшавского общества благотворительности на 1851 г. упоминается некий Скорына Христофор (Skoryna Krzysztof) - вот не удивлюсь, что это тот самый Христиан-Валентин Скорина. --- Вообще, всегда так забавно "ковыряться" в чужих семейных альбомах (прости Господи) - вылазит столько любопытного. На Форуме ВГД со ссылкой на "Воронежский некрополь" есть запись: "Скорино (Skoryno) Феликс Антонович, род. 6 ноября 1891 на станции Чертково, ум. 16 ноября 1891 на станции Чертково ЮВЖД, погребен в Воронеже 18 ноября 1891. Сын инженер-механика, дворянина Антона-Валентина Хризостомовича Скорино и его жены Марии, урожд. Хмуржинской (римско-кат. вероисп.)". Скорее всего, этот Антон-Валентин Хризостомович Скорино - на самом деле Антон-Валентин Христианович Скорина (1848 - ?), самый младший брат наших Феликса и Эдмунда. Вот так, хотел видимо назвать сына в честь погибшего брата - и не повезло... Забавно, но супругу Эдмунда звали Helena Chmurzynska - видимо, оба брата были женаты на родных сестрах. Кстати, сын последнего, Ян (Иван) Эдмундович Скорына (24.05.1888 – 11.07.1961) - тоже прелюбопытнейший субъект...



полная версия страницы