Форум » Исторiя » Историческая мозаика » Ответить

Историческая мозаика

ДН: Многим из нас попадаются разные любопытные находки, занятные истории. порой они не годятся для полноценной публикации, но в то же время хочется рассказать. Предлагаю новую тему для таких вот коротких рассказок. Для начала расскажу о загадке двух подпоручиков Бергов.

Ответов - 12

ДН: Загадка подпоручика Берга (Об ошибках в общем списке РИА 1909 года) Был в Порт-Артуре такой прапорщик запаса инженерных войск Оскар Фабианович Берг – достойный офицер зрелых лет, вполне заслуженно получивший за оборону крепости 5 орденов, включая ордена Св. Георгия 4 ст., Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом. Есть его послужной список 1915 года, из которого следует, что 9.07.1907 он за боевые отличия был произведен в подпоручики и назначен в 1-й Уссурийский железнодорожный батальон (РГВИА. Ф. 409. п/с 19-598). И служит он в батальоне до 9.08.1910, затем переведется в 1-й Сибирский железнодорожный батальон, в 1911 в чине штабс-капитана выйдет в запас, затем в Первую мировую снова в саперных и железнодорожных войсках. Дослужится до подполковника, умрет в Вашингтоне в 1933 году, в некрологе будет указан полковником. Но речь сейчас о периоде его службы в 1-м Уссурийском железнодорожном батальоне в 1907-1910 годах. Рассмотрим список батальона на 1.01.1909. Третьим с конца в нем значится Владимир Евгеньевич Берг, но нет никакого Оскара Фабиановича. Много лет я считал, что это возможно, если Оскар принял православие и сменил имя. Непонятно, правда, почему он тогда в 1915 опять становится Оскаром. Но в целом ситуация укладывалась в рамки допустимых версий, и меня не особо напрягала. Тут на днях мне понадобилось дело с перепиской по личному составу 1-го Уссурийского железнодорожного батальона за 1906-1907 гг. – я искал информацию об исключении из списков совсем другого офицера, пропавшего без вести в русско-японскую войну и исключенного в 1906 г. И среди разного рода бумаг обнаруживаю запись такого содержания: в январе 1907 подпоручик Владимир Берг был послан в казначейство для получения более 13 тыс. рублей. Возвращаясь обратно верхом, подпоручик Берг подвергся нападению неизвестных, был ранен в руку, упал с лошади, ушибся. Деньги похищены, подпоручику Владимиру Бергу оказана помощь, о происшествии заявлено в сыскные органы… Эге, думаю… А почему же в послужном Оскара Фабиановича за 1915 г. (если он же и есть Владимир Евгеньевич) не показано ранение в руку при исполнении задания по службе, и как же он мог ездить верхом, если еще в Порт-Артуре получил сильный ушиб позвоночника и кровоподтек на всю нижнюю заднюю часть туловища? Что-то тут не то… Беру список по старшинству 1-го Уссурийского железнодорожного батальона на 1907 год и обнаруживаю – в батальоне два разных Берга – есть и порт-артурец Оскар Фабианович и молодой, 1885 г.р. Владимир Евгеньевич. Почему же в списке 1909 года Владимир указан, а Оскар нет? А вот почему: Высочайший приказ от 2.11.1908 Статья Свода военных постановлений Статья Уложения о наказаниях (редакция статьи чуть более поздняя, чем само происшествие, но суть понятна) Вот, значит, как – не совладал с соблазном подпоручик Владимир Берг, инсценировал на себя нападение, а денежки (13 тысяч – сумма огромная) захотел прикарманить. Однако попался… В ноябре 1908 года лишен чина. Но Главный штаб к 1.01.1909 готовит Общий список армии. А тут вот такой Высочайший приказ. Кто-то из клерков Главного штаба сплоховал, вычеркнул из списков безвинного Оскара Берга, а разжалованного Владимира оставил. А я-то думал, что Оскар свое лютеранство на православие менял…

Zouave: Да уж, ну и история!

Armarian: Увы, но обе истории (преступление и бардак в делопроизводстве) - не редкость. Кстати, в Памятной книжке Приморской области на 1908 год (издана в 1907 г.) Оскар Берг в 1-м Уссурийском ЖДБн отсутствует, хотя переведен был в него еще 09.07.1907, а Владимир Берг - есть. Впрочем, в подобных изданиях, как мне кажется, часто использовали устаревшие сведения. Мы ведь и сами люди, и иногда ошибаемся - ВП с сообщением о разжаловании В. Берга был от 02.11.1908, а не 08.11.1908, как указал Дмитрий . P. S. Сейчас просматриваю оцифрованную ялуторовскую "картотеку Бюро" (http://gwar.mil.ru/cartoteka/search/) - получаю массу полезной и веселой информации; во-первых, узнал о существовании в РИА в годы ПМВ "Польского улетного дивизиона" и "Моржовой сотни" (кто не верит - посмотрите сами!), во-вторых, я теперь знаю, что сокращение "поручик арм[ейской] п[ехоты]" надо расшифровывать как "поручик армянского полка", а про варианты написания фамилий чуть сложнее и длиннее чем "Иванов" - уже просто не говорю (забавно, но ошибки встречаются не только в армянских и грузинских, но даже и в польских с украинскими). Бардак был у российских писарей, а наши современные IT-шники его еще удвоили. Но все равно спасибо любимым вождям - хоть через 100 лет, хоть в "замочную скважину" дали посмотреть на подлинные документы...


ДН: Я часто говорю, что наша задача - исправить чужие ошибки и наляпать своих. Действительно, с датой приказа ошибся - нужно 2.11.1908. А что касается "моржовой сотни" - так она так в карточке и есть. Наверное, маршевая имеется в виду? История создания электронной базы по Ялуторовской картотеке такова, что при набивке операторам запрещалось домысливать - раз написана моржовая сотня, так тому и быть. Дело не только в набивке с карточек. Именно писари 100 лет назад писали так, что хоть стой, хоть падай. Наберите в картотеке фамилию "Бартий"

Armarian: Ну так и я о том же самом! Кстати, что-то меня этот самый Володя Берг заинтриговал - нашел только, что он в 1906 г. Павловское ВУ окончил. А как могла сложиться его дальнейшая жизнь? Мне как-то попался один капитан, уволенный за взятку - так его в годы ПМВ призвали с тем же чином, и он воевал, и его не обошли потом ни чинами, ни орденами. А как в подобной ситуации? Ведь должны были в войну призвать этого самого Берга хоть солдатом (если выжил за 2,5 года)? P. S. Бедный Бартий! О Бог мой, как же на самом деле звали папу этого несчастного Лафентия Сутаитского?!! Как вариант: Бартий Лаврентий ...вич - Кутаисская губерния, Сенакский уезд, Абедатская волость, с. Абедати (Бартий Лафентий Пахуилович - Сутаитская губ., Солокский уезд, Бордатская вол., н. п. Барде).

ДН: Государь был действительно Всемилостивым. Мне известно довольно много случаев помилования, некоторые просто удивительные: В 1902 году в Порт-Артуре генерал Стессель, отличавшийся грубоватым юмором и начальственной хамоватостью обидел перед строем нового, только назначенного в полк подпоручика Килевича. Килевич затаил обиду и, находясь в подпитии, решил отомстить. И вечером на станции, когда группа начальников ожидала приезда поезда Наместника на перроне, вдруг выскочил из темноты и с криками - вот, мол, тебе за обиду, стрельнул из револьвера. Но Килевич страшно близорук, и спутал Стесселя с командиром саперной роты Ждановым. Пуля попала Жданову в шею, но ранение было легким, поверхностным. Ну Килевича под суд, погоны долой и на Сахалин на 20-летнюю каторгу. Вскоре война с Японией. Килевич пишет прошение с каторги на Высочайшее имя, дескать, Родина в опасности, а я тут на каторге. Прошу меня солдатом в любую часть... И что же? Разрешают, направляют в 285-й Мценский полк. Там Килевич зарабатывает два ЗОВО и вскоре все ему прощается, он восстанавливается в офицерском чине. Служил до 1908 года, аттестации имел от командиров такие, что запойный пьяница. В итоге выпроводили его со службы в отставку. Второй пример: Был в Артуре бравый офицер Модест Викторович Демьянов. Бился честно, Владимир 4 мб заслужил. Но после войны приложился к денежной кассе роты, присвоил жалование нижних чинов. В итоге - под суд, Суд довольно строго присудил, но Государь повелел просто исключить из службы без лишения чинов. Потом даже разрешил выплачивать пенсию без штрафов. В ПМВ вернулся в службу. Его отличие по ордену св. Георгия весьма впечатляет. ДЕМЬЯНОВ Модест Викторович - полковник 5-го стрелкового полка. "За то, что, будучи в чине Капитана, в бою 25-го Августа 1915 года у д. Бычковце, командуя ротой, находясь под сильным ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем, бросился во главе своей роты на сильно укрепленную позицию противника и быстрым натиском овладел таковой, захватив 2 пулемета и до 200 нижних чинов пленных. Продолжая преследовать противника, ворвался в занятую им дер. Бычковце, стремительно атаковал противника и выбил его из деревни, взяв в плен 5 офицеров, 150 нижних чинов и канцелярию 78-го пехотного австрийского полка. Затем, в бою 3-го Сентября 1915 года, у р. Стрыпы, командуя батальоном, стремительно атаковал под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем высоту 380, сбил противника и удержал высоту до конца боя, несмотря на сильный огонь и контратаки противника. При этом было захвачено 2 пулемета, 4 офицера и 360 нижних чинов в плен. Этой атакой Полковник ДЕМЬЯНОВ обеспечил фланг 6-го Стрелкового полка и содействовал успеху войск 11-го корпуса". (Выс.пр. от 05.11.1916). А вот с Володей Бергом пока не знаю, что стало Берг Владимир Евгеньевич. Род. 27.03.1885, лютеранин, сын статского советника Архангельской губ. Окончил Николаевский кадетский корпус и Павловское ВУ по 1 разряду. Подпоручик (24.03.1906, ст. 22.04.1905), младший офицер 2-й роты. Холост. Под судом с 15.05.1907, содержится в крепостной Владивостокской гуаптвахже с 4.06.1907. РГВИА. Ф. 408. Оп. 1. Д. 16378. Л. 198 об.-199

Бирсерг: ДН пишет: 285-й Мценский полк Знакомый полк. ДН пишет: Там Килевич зарабатывает два ЗОВО когда это он успел?

ДН: На октябрь 1902 - из списка Порт-Артурского крепостного пехотного полка 14.12.1902 ПО КОНФИРМАЦИИ командующим войсками Кванпунской области приговора временною военного суда в г. Порт-Артуре: состоящий в запасе армейской пехоты. и на учете по Квантунской области пдпрч. Килевич—за преступление, совершенное им в бытность на службе в Порт-Артурском крепостном пехотном полку и предусмотренное лит. Б 2 ч. 98 ст. XXII С. В. П. 1869 г. изд. 3, лишается чина, всех прав состояния, исключается из военной службы и ссылается в каторжные работы на двадцать летъ, с эаконными последствиями сего рода наказания 5806 КИЛЕВИЧ Михаил —285 пех. Мценский полк, 1 рота, рядовой. За мужество и храбрость, оказанные им в боях против японцев в период 8-25 февраля 1905 г. В 1913 г. Капитул Орденов выдал за деньги дубликат этого знака в связи с утерей оригинала. [IV-126790] 126790 КИЛЕВИЧ Михаил — 285 пех. Мценский полк, 1 рота, рядовой. Отличие не установлено. В 1913 г. Капитул Орденов выдал дубликат этого знака в связи с утерей оригинала. [III - 5806] 8.07.1905 ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ: 285-го пех. Мценского полка рядовой Килевич и 35-го Восточно-Сибирского стр. полка стрелок Поздеевъ восстановлены в утраченных ими по суду правах и в чине: первый — подпоручика, со старш. с 27 июня 1905 г., а второй—поручика., со старш. с 19 июня того же года. 14.02.1908 Увольняется от службы по домашним обстоятельствам 11-го ВССП подпоручик Килевич.

Armarian: Ура! Все-таки нашлись документальные сведения о Лещенко Петре Константиновиче (ну вы поняли о ком я) - по данным ялуторовской картотеки к августу 1917 г. (ко времени ранения) он служил в штурмовом батальоне 14-й пехотной дивизии. Это подтверждает воспоминания Лещенко, правда, он не упоминал о своей службе в штурмбатальоне дивизии.

ДН: Практически наверняка - это он. А штурмовой батальон 14-й дивизии... Возможно, это временное формирование?

Armarian: Да, формально временное (офицеры продолжали числиться в своих полках), такое же как дивизионные тыловые учреждения в пехоте, партизанские отряды и стрелковые дивизионы/полки в кавалерии, т. е. все то, что формировалось в военное время. В своей биографии Лещенко указывал как последнее место службы именно 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии - так что карточка из ялуторовской картотеки 100% его. Поясню свою радость: после очередного "шедевра" отечественного кинопрома с Хабенским захотелось уточнить кое-какие моменты биографии П. Лещенко; оказалось, что это не так просто - многочисленные художественно-биографические очерки о нем пестрят неточностями и явными ошибками. Засим, было интересно найти любое документальное подтверждение его участия в ПМВ и ГВ.

kap1914: click hereПредлагаю вниманию обитателей форума лонг-рид, который составлен из моих статей на тему памяти о ПМВ в России, которые выходили за последний год. http://gefter.ru/archive/22877 Сюда не включил статью про Осовец и некоторые мероприятия в Калининградской области. Буду благодарен за замечания, т.к. тему продолжаю разрабатывать. И ниже отдельные моменты, которые связаны с советским документальным кинематографом по ПМВ (сейчас плотно работаю по этой теме) Если в европейских государствах процессы коммеморации были сопряжены с отданием дани памяти погибшим, то в Советском Союзе обращение к теме прошедшей войны на официальном уровне подчинялось пропагандистско-идеологическим мотивам. Обращение к теме войны на страницах официальных газет оказалось призвано внести очередной вклад в представление о миролюбии СССР и враждебном окружении [25]. Наиболее наглядными были кампании, организуемые к 1 августа — «международному антивоенному дню». Так, в 1924 году в специальных методических указаниях предполагалось провести агит-суд над виновниками войны. Само мероприятие, судя по описанию, напоминало театрализованное действие, в ходе которого альтернативные официальной трактовке события должны были быть подвергнуты уничтожающей критике [26]. Кроме того, 27 июля — 4 августа была проведена «Неделя борьбы против войн». Характерным был центральный лозунг на «стихийных» митингах, организованных 2 августа, — «Спасение мира от новых войн в диктатуре пролетариата». Ответственность за войну и ее ужасы возлагалась на капиталистические правительства, в то время как захват власти пролетариатом утверждался как способ предотвращения войн. Любопытно, что даже тяжелое экономическое положение в стране приписывалось тем разрушениям, которые несла в себе Первая мировая [27]. В 1924 и 1929 годах, соответственно в 10-ю и 15-ю годовщины начала Первой мировой, проводились в различных городах страны антивоенные демонстрации. Так, в 1929 году в Москве все ограничилось парадом комсомольцев и физкультурников, который завершился в Центральном парке культуры и отдыха торжественным пленумом Московского ЦК ВКП(б). В то время как в Ленинграде была организована инсценировка «Война — войне», где после непродолжительного боя условные войска Красной армии одержали победу, разбив «воинствующие силы империализма» (как утверждали журналисты Совкиножурнала), а именно фашистов. Играющие их актеры были наряжены в белые одежды с огромными черными свастиками на спине. *** В годы Великой Отечественной пропаганда нуждалась в героических примерах из прошлого. Некоторые заимствовались и из эпохи Первой мировой. Уже 24 июня 1941 года в эфир вышел очередной выпуск «Совкиножурнала»: если первый сюжет был посвящен готовности советского народа бороться против агрессора, то следующий за ним обращался к прошлому, а именно рассказывал о «летчике-патриоте» П.Н. Нестерове. В качестве иллюстративного материала использовались более ранние съемки, посвященные открытию тематической выставки на его родине в Нижнем Новгороде и общению дочери героя с пионерами. Завершалось все выстраиванием преемственности от автора первой мертвой петли и первого тарана к современным советским летчикам. **** Использовались и другие сюжеты. Например, в 1941 году политуправление Ленинградского фронта выпустило брошюру об обороне крепости Осовец. В 1944 году один из новостных сюжетов был посвящен находящейся в Польше крепости Осовец. В ролике на одну минуту журналисты не упустили возможность провести параллели с доблестью императорской армии: «Славной страницей отмечен Осовец в истории русской армии. В 1915 году маленький гарнизон крепости выдержал 7-месячную осаду. 400 тыс. снарядов выпустила тогда германская артиллерия по осовецким фортам». Однако отсылка не только являлась плодом дискурсивной игры, но и обрела конкретную телесность: «К памятным бастионам пришли солдаты-ветераны, воевавшие здесь 30 лет назад: Тихон Григорьевич Вожник, Иван Петрович Спирин, Евдоким Федорович Андреев [у него виден орден Отечественной войны]. Они кавалеры георгиевских крестов. Это прирожденные воины, которые по первому зову Родины готовы с оружием в руках против врага. Вместе с молодыми они снова завоевали себе славу героев Осовца» [36]. Нам не удалось найти документальных подтверждений того, что Вожник или Спирин были георгиевскими кавалерами и участниками обороны Осовца, однако даже если авторы сюжета и приврали, само желание соврать именно в данном случае предстает показательным и интересным *** Проведение параллелей между событиями мировых войн стало относительно распространенной дискурсивной практикой, направленной на обоснование преемственности воинских традиций. Нельзя сказать, что подобные сравнения поощрялись, однако они не были запрещены и в целом полагались приемлемыми, когда речь заходила о героизме простого солдата. Например, для мемуаров о Первой мировой, изданных после 1945 года, свойственна попытка примирить две ценности: патриотизм («образца царского времени») и революцию. Теперь доблестная служба в императорской армии сама по себе не имела оттенка контрреволюционности, от которого надо откреститься. Патриотические чувства 1914–1916 годов во многом реабилитировались. В качестве примера можно привести фильм-интервью «Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский» (Центрнаучфильм, 1970), в котором генерал Афанасий Белобородов, рассказывая об одном из эпизодов битвы под Москвой, упомянул: «На этом участке дрался 31-й гвардейский стрелковый полк, которым командовал командир полка…» Рокоссовский его перебил: «Да, я помню, вы говорили о нем. Это такой один из боевых…» Белобородов весьма воодушевился: «Да-да. Командир полка полковник Николай Гаврилович Докучаев. Это боец старой царской армии, в гвардии служил и в Первую мировую воевал в гвардейских частях. И потом стал командиром полка. Там был солдатом, а здесь командиром полка советской гвардии был»



полная версия страницы